Материалы » Психология человека » Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
Страница 1

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует в соединении с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни человека. Платон даёт такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Великий философ Аристотель в тракте «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях организма как одной из основ психики. Необходимо отметить опыт арабских мыслителей 9 – 11 веков Авиценны и Аверроэса. Немецкие же схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели термин «психология».

С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизиологическую проблему о связи телесных и психических процессов в человеке. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и его тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идёт скрытая работа психических сил- бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Страницы: 1 2 3 4


Значение сказки в детском возрасте
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно хочется сказать о влиянии сказки. Чтобы понять сложную и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять то своеобразие детского миропонимания, котор ...

Проективные методы
Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы – Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения ра ...

Характеристика основных элементов конфликта
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. Его основными характеристиками являются: 1) эта та ценность, по поводу которой ...

Категории