Материалы » Психология человека » Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
Страница 1

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует в соединении с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни человека. Платон даёт такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Великий философ Аристотель в тракте «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях организма как одной из основ психики. Необходимо отметить опыт арабских мыслителей 9 – 11 веков Авиценны и Аверроэса. Немецкие же схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели термин «психология».

С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизиологическую проблему о связи телесных и психических процессов в человеке. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и его тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идёт скрытая работа психических сил- бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить ...

Развитие мышления в раннем возрасте
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы ...

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов. В этой графической форме снят ...

Категории