Материалы » Психология человека » Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В большинстве научных классификаций, способности личности подразделяются на природные (естественные) и специфически человеческие. К природным относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности являются врождёнными и характерными для животных и человека. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (определяют успех человека в различных видах деятельности) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успех человека в специфических видах деятельности); теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению) и практические (склонность к конкретно- практическим действиям); учебные (усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности) и творческие (создание произведений материальной и духовной культуры); способности к общению (взаимодействие с людьми) и предметно-деятельностные (взаимодействие с природой, техникой, художественными образами).

Естественной основной формирования и развития способностей являются задатки – врождённые анатмо-физиологические особенности нервной системы, определяющие природную основу различий между людьми и связанные с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность (индивидуальные особенности личности, ведущие к успеху), одарённость (своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; мастерство (совершенство в конкретном виде деятельности); талант (высокий уровень развития специальных способностей); гениальность (творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

Проявление способностей строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Большое значение для развития способностей имеет наследственность, поскольку анатомо-физиологическое строение нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются те или иные способности. Их развитие зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и многих других.


Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий яз ...

Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов
В исследованиях инвалидов по зрению показана значительная роль речи в их жизни. В работах предшественников основной акцент делался на значении речи для восприятия незрячими окружающего мира. Отражение в речевой продукции лиц, лишившихся зрения, процессов совладания с этой психотравмирующей ситуацией не изучалось. Не обнаружено также исс ...

Условия актуализации разного типа знаний при решении психологических задач
Целью нашего исследования было изучение условий актуализации разного типа знаний при решении задач психологического содержания различными группами испытуемых. В исследовании принимали участие студенты физического и психологического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (III и IV курсы), студенты ММА им. И.М. Сеченова и школьники - участни ...

Категории