Материалы » Психология человека » Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В большинстве научных классификаций, способности личности подразделяются на природные (естественные) и специфически человеческие. К природным относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности являются врождёнными и характерными для животных и человека. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (определяют успех человека в различных видах деятельности) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успех человека в специфических видах деятельности); теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению) и практические (склонность к конкретно- практическим действиям); учебные (усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности) и творческие (создание произведений материальной и духовной культуры); способности к общению (взаимодействие с людьми) и предметно-деятельностные (взаимодействие с природой, техникой, художественными образами).

Естественной основной формирования и развития способностей являются задатки – врождённые анатмо-физиологические особенности нервной системы, определяющие природную основу различий между людьми и связанные с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность (индивидуальные особенности личности, ведущие к успеху), одарённость (своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; мастерство (совершенство в конкретном виде деятельности); талант (высокий уровень развития специальных способностей); гениальность (творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

Проявление способностей строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Большое значение для развития способностей имеет наследственность, поскольку анатомо-физиологическое строение нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются те или иные способности. Их развитие зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и многих других.


Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек». Вспомним одну восточную притчу. Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится. Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» ...

Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году(1). Была предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных ...

Категории