Материалы » Психология человека » Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей

Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В большинстве научных классификаций, способности личности подразделяются на природные (естественные) и специфически человеческие. К природным относятся восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности являются врождёнными и характерными для животных и человека. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (определяют успех человека в различных видах деятельности) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успех человека в специфических видах деятельности); теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению) и практические (склонность к конкретно- практическим действиям); учебные (усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности) и творческие (создание произведений материальной и духовной культуры); способности к общению (взаимодействие с людьми) и предметно-деятельностные (взаимодействие с природой, техникой, художественными образами).

Естественной основной формирования и развития способностей являются задатки – врождённые анатмо-физиологические особенности нервной системы, определяющие природную основу различий между людьми и связанные с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность (индивидуальные особенности личности, ведущие к успеху), одарённость (своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; мастерство (совершенство в конкретном виде деятельности); талант (высокий уровень развития специальных способностей); гениальность (творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

Проявление способностей строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Большое значение для развития способностей имеет наследственность, поскольку анатомо-физиологическое строение нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются те или иные способности. Их развитие зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и многих других.


Роль деятельности в жизни человека
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. ...

Психосемантика символа - потенциал развития личности
В проведенном эмпирическом исследовании была обоснованна взаимосвязь восприятия графических символов (и придания им субъективного, детерменирующего вектор личностного развития, смысла) с категориями личностных черт предлагаемых в опросчике 16PFКетелла. При этом Р.Кетелл также рассматривал личность именно с позиции структурного подхода. ...

Зеркальный перенос
Зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важной человеческой потребности в «эмпатическом резонансе». Чтобы себя узнавать, каждому из нас нужно смотреться в зеркало, и, чтобы ощущать свое бытие, признание со стороны окружающих и ценность, которую мы для них представляем, все мы испытываем потребность в эмпатическом резонансе. Т ...

Категории