Материалы » Познавательная деятельность человека » Социальные формы познавательной деятельности

Социальные формы познавательной деятельности
Страница 1

Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве (технический проект самолета рождается в КБ, но идеи, воплощенные в нем, возникают в головах конкретных сотрудников). Однако результаты индивидуального познания передаются другим людям, включаются в общественное сознание, в социальную память, в культуру, и таким образом происходит историческое развитие знаний человечества. Оно хотя и осуществляется через познавательные действия отдельных индивидов, но в конечном счете определяется не условиями и законами индивидуальной познавательной деятельности, а социально-историческими условиями и закономерностями.

Познавательная деятельность индивидов всегда опирается на сложившиеся в обществе нормы и традиции. Появляясь на свет, индивид застает их уже «готовыми» и в процессе социализации (см. 6.4.7) приобщается к ним. Поэтому развитие человеческих знаний протекает в исторически обусловленных социальных формах.

Система социальных форм познания начинает складываться с возникновением культуры. На ранних стадиях развития общества познавательная деятельность людей была «вплетена» в практическую деятельность и не отделялась от последней. Исторически первоначальными формами такого «вплетенного» в практику познания были:

обыденно-практическое познание, органически включенное в повседневные житейские дела;

игровое познание, т. е. познание, происходящее в ходе игр, как детских, так и взрослых;

мифологическое познание, выполнявшее важную роль в организации поведения людей.

Зародившись в далеком прошлом, обыденно-практическое познание продолжает существовать на всех последующих стадиях развития общества. Его наиболее важные разновидности — познание вещей и явлений в ходе трудовой деятельности и познание людьми друг друга в процессах повседневного общения. Важнейшими особенностями обыденно-практического познания являются его утилитарность и бессистемность. В нем не строятся какие-либо общие теории, большое место принадлежит детальному изучению единичных предметов.

Например, столяр приспосабливается держать особым образом свой любимый рубанок, кавалерист изучает до тонкостей нрав своего скакуна, внимательный секретарь улавливает мельчайшие нюансы поведения своего начальника.

Обыденные знания — это главным образом знания о способах и условиях деятельности. Основная часть их имеет рецептурный характер и выражается в практически полезных предписаниях и правилах действий. Набор таких правил позволяет действовать и достигать нужных результатов, имея весьма смутное представление (или даже не имея его вообще) о том, как и почему они получаются. Однако при всей своей ограниченности обыденно-практическое познание отвечает потребностям повседневной жизни и в этой сфере не может быть заменено никакими научными представлениями.

Например, чтобы засолить огурцы, важно знать рецептуру и правила действий; изучать же в данный момент сущность химических и микробиологических процессов, происходящих с огурцами, нет необходимости: качество их засолки от этого не улучшится, а дело затянется.

Познавательная сторона игр состоит в том, что они моделируют человеческие действия и отношения, и поэтому игровое поведение может дать знания о них, хотя бы такая цель в игре и не ставилась. В играх вырабатывается знание правил и условий человеческого взаимодействия — взаимопомощи и борьбы, сотрудничества и состязания; они способствуют пониманию психологии людей и самопознанию личности, постижению ею своих собственных способностей и возможностей.

Страницы: 1 2 3 4


Нравственные и культурные ценности
Общество, сделавшее материальное благополучие Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, подросток может определить границы своей высшей ...

Психология восприятия современной городской среды
Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменениям в облике города. Следовательно, архитекторам необходимо знать особенности восприятия городской с ...

Психосоциальная концепция развития личности Эриксона
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу ...

Категории