Материалы » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.

Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.
Страница 4

Подфаза консолидации объектов

(24 – 36 мес.). Она связана со способностью и умением ребенка самостоя­тельно регулировать эмоциональные переживания, возни­кающие в связи с отсутствием любимого объекта. Малер говорит о постоянстве «внутреннего объекта» (воспоми­нания или образа) который может быть лучше реального и служить утешением и поддержкой. Внутренний объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то доб­рыми и любящими, то агрессивными и сердитыми. Лич­ность, страдающая от неумения переживать неприятные черты или поведение близких и любимых людей, являет собой пример проблем этой стадии.

Итак, согласно теории М. Малер, нормальный процесс развития может нарушаться, задержка или фиксация на одной из стадий может привести к возникновению патологий развития и отклоняющегося поведения. Оптимальность прохождения этих стадий напрямую зависит от позиции матери, ее поведения и отношения к необходимому и естественному процессу сепарации ребенка.

Авторами теории привязанности, существующей в рамках концепции объектных отношений, являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт. Своими исследованиями они доказали, что младенец нуждается в предсказуемых последовательных взаимодействиях со значимой воспитывающей личностью для того, чтобы сформулировать устойчивую концепцию «Я». В процессе этого взаимодействия между матерью и ребенком устанавливаются связи, возникает привязанность. Ребенок начинает демонстрировать поведение привязанности [26].

Привязанность - это инстинктивное поведение ребенка, а также это любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. В ранние периоды жизни ребенка происходит связывание детско-родительских отношений, которые формируются достаточно долго в результате взаимодействий ребенка и родителей. Эти отношения, если они основаны на защищающей привязанности, позволяют развивающемуся организму конструировать «внутренние модели» себя и других, которые формируются вокруг «внутренних моделей привязанности»

и которые в свою очередь обеспечивают построение внутренних структур, основанных на взаимодействии между этой личностью и объектом привязанности. На основе этой внутренней модели привязанности развиваются системы доверия и когнитивные системы переработки восприятий, с помощью которых ребенок оформляет свой образ окружающего мира. Развитие привязанности происходит на основе реального опыта со значимыми, а не фантазийными фигурами.

М. Эйнсворт выделяла следующие типы нарушения привязанности.

1. Некоторые младенцы искали близости и утешения. Их матери были очень отзывчивы. У них формировалось чувство безопасной (защищающей)

привязанности.

В следующих трех случаях у детей описаны три вида небезопасной (незащищающей) привязанности.

2.Избегающая, безразличная. Дети отворачивались от матери, когда она возвращалась.

3. Амбивалентная, эмоционально насыщенная. Ребенок стремится к матери, но потом уходит от нее.

4. Дезорганизованная. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.

На поведение ребенка влияют следующие факторы: настроения в данный момент и то, как прошла предыдущая сепарация с матерью. Но в основном сформированная ранее привязанность отражает стиль взаимоотношений ребенка с матерью. Рассмотрим, что же за стиль детско-родительского взаимодействия представляет каждый тип привязанности. В случае защищающей привязанности, ребенок ощущает, что мать где - то рядом, она обязательно придет и ничего с ним не случится. В случае избегающей привязанности, дети ждали, но им было безразлично придет мать или нет. В случае амбивалентной привязанности дети давали смешанные реакции. Все эти рассмотренные выше случаи представляют различные типы детско-родительского взаимодействия, которые закрепляются и становятся частью личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психофизическая проблема
Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т. е. вопрос о взаимоотношении психического и физичес ...

Классификация
Определяется четырьмя видами: Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальнос ...

Управление конфликтами
Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. Решение конфлик ...

Категории