Сравнительный анализ понятий «бизнес» и
«предприниматель»Страница 1
Понятийный аппарат у нас обновляется, много новых и забытых старых терминов устойчиво входят в оборот: предприниматель, бизнес, коммерция, биржа, аудит, маркетинг, менеджмент, приватизация, консалтинг, дилер, брокер и т.д., и т.п. Часто трудно во всем этом разобраться.
Давайте попробуем разграничить хотя бы три базовых понятия: деятельность (деятель), бизнес (бизнесмен), предпринимательство (предприниматель).
Легче всего начать со среднего понятия БИЗНЕС, потому что его содержание, цель, направленность достаточно однозначно определяются и в отечественной, и в зарубежной литературе: бизнес - это деятельность во имя прибыли, цель бизнеса - прибыль. Уже здесь можно сделать важный вывод: бизнес - это вторичное, производное образование по отношению к деятельности. Может быть деятельность и не во имя прибыли. Но не может быть бизнеса без деятельности.
Деятельность любого типа: педагогическая, торговая, спортивная, научная, художественная, производственная, медицинская, коммерческая, финансовая, строительная, токарная и пр. - своей прямой, непосредственной целью имеет создание специфического для нее продукта (обученного ученика, проданного товара, спортивного результата, художественного произведения, научной статьи и т.д.). Соображения прибыли здесь отсутствуют.
Деятельность совершается во имя продукта деятельности и подчиняется принципу “мини-макса”: достижение максимального результата при минимальных затратах.
Если в ходе деятельности субъект, деятель ставит задачу извлечения прибыли, получения прибыли за счет результата, на базе полученного результата, то деятельность превращается в бизнес: создание художественного произведения для его продажи с целью прибыли, создание научной статьи для ее публикации с целью получения гонорара, педагогическое репетиторство для получения денег, достижение спортивного результата (рекорда) для получения денежной награды (забитый гол не ради гола, а ради 1 миллиона долларов).
Бизнес можно осуществлять на базе любой деятельности. Деятель превращается в бизнесмена. Результат деятельности трансформируется в результат бизнеса - прибыль. Над деятельностью (первая “матрешка”) надстраивается бизнес (вторая “матрешка”).
Но бизнес-деятель может выходить за свои границы, ставить иные цели, кроме прибыли: использование прибыли для благотворительных, гуманитарных, социально значимых целей. Вот тогда бизнес превращается в предпринимательство, бизнесмен становится предпринимателем. Об этом говорит опыт отечественной истории: С.Морозов, братья Третьяковы, Рукавишников, Башкиров и др. Все они:
1-совершали деятельность,
2- для получения прибыли
и 3- использования ее в общественных, государственных, благотворительных целях.
И сегодня у нас в стране и в Н.Новгороде появляется плеяда подобных новых предпринимателей (над второй “матрешкой” - бизнес надстраивается третья - предпринимательство).
Итак, имеем 3 шага движения:
Деятельность - Бизнес - Предпринимательство”;
“Результат - Прибыль - Социальное благо”;
“Деятель - Бизнесмен - Предприниматель”.
Из этого могут следовать и важные выводы о характере социальных отношений, о сотрудничестве или противостоянии, о партнерских или конфликтных отношениях между всеми 3 агентами, субъектами.
В системе “Деятель - Бизнесмен” общим является заинтересованность в качественном результате: для деятеля это дело чести, для бизнесмена это гарантия получения высокой прибыли. Различие, доходящее до противоречия, состоит в том, что для деятеля результат его работы самоценен, а для бизнесмена - это лишь средство, начальный пункт движения для получения прибыли. Важно понять, что деятель и бизнесмен могут существовать только раздельно (два человека, две организации), но и как две функции одного субъекта (ученый как деятель и как бизнесмен, инженер как деятель и как бизнесмен и т.д.). Поэтому противоречие между двумя функциями может принимать вид внешнего противоречия (два субъекта, два человека, две организации) и внутреннего (в структуре, в раздвоенности сознания одного человека). Социальная психология, социальная конфликтология и призваны анализировать все эти типы и виды отношений.
Виды неправильного воспитания
Неправильное воспитание при акцентуациях характера способствует возникновению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психопатического развития. Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды ...
Личность подростка
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Здесь складываются основы нравстве ...
Имиджевые стратегии личности
Жизнь человека в современном мире характеризуется высоким темпом, значительной сложностью и зачастую непредсказуемостью. Он просто не может избежать различных сложных жизненных ситуаций, они стали неотъемлемым элементом его ежедневной деятельности. Однако требования действительности таковы, что человеку нужно как можно быстрее разрешать ...