Введение

Актуальность темы исследования.

В жизни человека процессы коммуникации играют чрезвычайно важную роль, поэтому они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистике, журналистике, менеджменте и др.

Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

Сфера производственной коммуникации в нашей стране изучалась, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред.

В связи с развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. В последние годы появилось множество публикаций учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов.

Целью

данной курсовой работы является научно-теоретическое исследование феномена коммуникации как профессионально важного качества менеджера.

В задачи

работы входит:

1. Уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте общей теории коммуникаций.

2. Раскрыть содержание, специфические формы и особенности коммуникации в организациях.

3. Обосновать выбранные методики для исследования коммуникативных умений и способностей будущих менеджеров.

4. Провести исследование коммуникативных качеств испытуемых в процессе профессионально ориентированного обучения.

5. Обобщить полученные результаты исследования и сделать обоснованные выводы.

Объект исследования

- будущие менеджеры – студенты I и V курсов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, 30 человек.

Предмет исследования

- анализ коммуникативных способностей будущих субъектов управления.

Гипотеза исследования

: профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации.

Методы и методология исследования

: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, методы психологической диагностики: Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» и Методика Смекала-Кучера «Ориентировочная анкета». Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (V курс) и контрольная (I курс) группы по 15 человек в каждой. Метод обработки данных: статистическое сравнение.

Теоретической основой исследования

послужили труды зарубежных и отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Т.Г.Грушевицкой, В.Зигерт, В.Б.Кашина, И.С.Кона, А.А.Леонтьева, Т. Питерса, Р.Уотермена и других.


Быть или не быть руководителем?
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день от 8 утра до 8 в ...

Историческая взаимосвязь образа мира и психического состояния
На современном этапе развития идей общей психологии перед исследователями области психологии психического состояния с одной стороны и психологии сознания, субъективной семантики с другой, встали следующие проблемы: Моделирование субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании. Установление существующих связей ...

Особенности карьерных ориентаций различных профессий
Значимым фактором профессионального становления каждого человека является его профессиональная Я – концепция, которую каждая личность воплощает в серию карьерных решений. Система ценностных ориентаций, интересов и социальных установок по отношению к работе и карьере, составляют суть карьерных ориентаций личности. Профессиональные предпо ...

Категории