Введение
Актуальность темы исследования.
В жизни человека процессы коммуникации играют чрезвычайно важную роль, поэтому они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистике, журналистике, менеджменте и др.
Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.
Сфера производственной коммуникации в нашей стране изучалась, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред.
В связи с развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. В последние годы появилось множество публикаций учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов.
Целью
данной курсовой работы является научно-теоретическое исследование феномена коммуникации как профессионально важного качества менеджера.
В задачи
работы входит:
1. Уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте общей теории коммуникаций.
2. Раскрыть содержание, специфические формы и особенности коммуникации в организациях.
3. Обосновать выбранные методики для исследования коммуникативных умений и способностей будущих менеджеров.
4. Провести исследование коммуникативных качеств испытуемых в процессе профессионально ориентированного обучения.
5. Обобщить полученные результаты исследования и сделать обоснованные выводы.
Объект исследования
- будущие менеджеры – студенты I и V курсов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, 30 человек.
Предмет исследования
- анализ коммуникативных способностей будущих субъектов управления.
Гипотеза исследования
: профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации.
Методы и методология исследования
: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, методы психологической диагностики: Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» и Методика Смекала-Кучера «Ориентировочная анкета». Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (V курс) и контрольная (I курс) группы по 15 человек в каждой. Метод обработки данных: статистическое сравнение.
Теоретической основой исследования
послужили труды зарубежных и отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Т.Г.Грушевицкой, В.Зигерт, В.Б.Кашина, И.С.Кона, А.А.Леонтьева, Т. Питерса, Р.Уотермена и других.
Выводы
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии доп ...
Соотношение объекта и предмета исследования
Понятие объекта исследования.
В качестве объекта
познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект ...
Функции, структура и содержание конфликтов
Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.
К позитивным функциям конфликтов относятся:
– разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);
– информационная и связующая функц ...