Проблема совместимости - начальники, коллеги, подчиненныеСтраница 4
3. Мы склонны быть с теми, кто нас любит. Знание, что мы нравимся другому человеку, повышает наше самоуважение и является вознаграждением. Но положительные реакции на поддержку другого человека определяется даже не самой поддержкой, а интерпретацией мотивов, по которым она оказывается. Например, начальнику важно, чтобы подчиненный выразил свое удовлетворение совместной работой не из расчета на повышение оклада, а из уважения и интереса к нему, как к специалисту.
4. Совместимость детерминирована и усиливается взаимными действиями по поддержанию хороших отношений и “сохранению лица” партнера. “Лицо" - социальная значимость, на которую претендует личность в конкретной ситуации и данной роли. Важно, чувствуют ли другие люди необходимость поддерживать эти требования. Например, профессиональная этика преподавателя требует лояльности по отношению к коллегам. Если студенты высказывают свое неодобрение чьими-то лекциями, то задача другого преподавателя максимально смягчить конфликт. Если мы не можем ежедневно успокаивать себя в том, что наше социальное “Я” будет поддержано, жизнь будет опасной. Усилия, предпринимаемые сторонами по взаимному сохранению лица, особенно видны в дипломатической деятельности, но и в повседневном деловом общении крайне желательными оказываются психологические подтверждения того, что Вы считаете начальника начальником, коллегу коллегой, а подчиненного - личностью, индивидуальностью и интересным человеком.
5. Качество, неизменно желательное в деловом партнере - надежность. В деловом общении надежность партнера - это принципиальная установка на то, что на поступки и слова другого человека можно положиться. Надежные люди - это те, кто склонен к кооперативному поведению или к тому, чтобы обязательно сохранить партнера или к доминированию поддерживающего стиля поведения над индивидуалистическими устремлениями. Надежность партнера определяется и его ролью и содержанием совместной деятельности: для начальника надежность подчиненного проявляется не только в ответственности, добросовестности и исполнительности. Но и в его лояльности по отношению к фирме. Для коллег по работе надежность друг друга определяется взаимными обязательствами в работе, а так же в определенной этике взаимоотношений с начальником. Надежность партнера - необходимое условие совместимости и срабатываемости в деловом общении.
В принципе для каждого из нас существует понятие “приятный человек" и понятие “неприятный человек" Можно ли утверждать, что отдельные типы людей более приятны, чем другие?
1. Приятны физически привлекательные люди. В основе этого лежит древнее стремление людей отождествлять красивое и хорошее. Неслучайно, многие философы полагали, что истина, добро и красота имеют общую природу. Естественно, у разных рас, народов и культур разные стандарты красоты. Общей психологической закономерностью в данном случае является отношение к внешности другого человека как знаку его внутренних достоинств или недостатков. Например, многочисленные эксперименты подтверждают, что людям привлекательным приписывают больше положительных черт, чем людям с физическими недостатками. При этом характерно, что женщине достаточно быть просто красивой, а к красивому мужчине предъявляются повышенные требования в отношении ума, решительности и пр. Кроме того, для большинства людей имеет большое значение отношение человека: чем с большей симпатией человек ко мне относится, тем больше вероятность, что я буду считать его привлекательным.
2. Приятные по характеру люди - щедрые, коммуникабельные, решительные, искренние. Хотя абсолютное большинство людей стремится скрывать свои мотивы и чувства, это же большинство предпочитает искренность всем остальным качествам делового партнера. Этот парадокс объясняется естественным стремлением к прямым контактам, желанием упростить и облегчить для себя процесс принятия любого решения. Решительность, общительность и щедрость привлекательны как противовес слабоволию, замкнутости и жадности.
Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии
В педагогической
психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них.
1. Проблема соотношения обучения и развития.
Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и псих ...
Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения
: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.
Способы общения
: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.
Тактика общения:
диктат или (и) опека.
Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...
Этические проблемы в работе психолога
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих ц ...