Достоверность теста
Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.
Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Шкала лжи - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.
Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные "ловушки", направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.
Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения с психологом. Здесь принято различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.
Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.
Конфиденциальность.
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности. Если супервизируемый претендует на сертификацию, его необходимо уведомить о подаче супервизором отчетов в Тренинговый Комитет. ...
Роль невербальной
коммуникации при формировании первого впечатления о человеке
Нередко, глядя на другого человека, мы устанавливаем с ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации. Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке. Так, прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие. Ав ...
Восприятие целостности социальных групп
Если рассматривать реальное социальное взаимодействие, условия правильной и корректной категоризации достаточно сложно выполнимы, так как чаще всего человек взаимодействует с ранее незнакомыми группами. В результате каждая из указанных взаимосвязей (воспринимаемая целостность группы – точность категоризации и опыт взаимодействия с групп ...
