Материалы » Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе » Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода

Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода
Страница 1

Система образования в России представляет ту область жизни, где женское движение одержало полную победу, вытеснив из школы мужчин. Практически в любом ОУ основного или среднего общего образования мужчины составляют 8–10%. Возраст мужчин в системе образования позволяет говорить скорее о зрелом и пожилом их составе. Молодые люди после вуза задерживаются в школе недолго. Причины, как принято считать, лежат в социальной сфере, т.е. низкая заработная плата и отсутствия жилья (в сельской местности). Это внешние причины, к которым все привыкли, однако, есть ряд глубинных причин, среди которых мы выдвигаем одну из важнейших — разрушение гармонии межполового взаимодействия в сфере образования. Как следствие — изменение психологического климата педагогических коллективов. Мужчины в школе чаще всего встречаются в следующих ролях: самый высокий уровень — носители передовых идей, создающие уникальные образовательные учреждения. Здесь можно назвать имена В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, Ямбурга и ряд других. Есть интересные имена и в ленинградской области. Второй слой — это руководящие кадры. Мужчина в школе (даже не очень талантливый) быстро становится директором и выполняет роль третейского судьи, гасящего негативные формы женского поведения. Третий самый распространенный — преподаватели физической культуры, труда, ОБЖ, значительно реже физики и математики.

Проблема эта поднимается на обыденном уровне уже достаточно давно. На разного уровня семинарах, совещаниях, круглых столах выражается озабоченность отсутствием мужчин в школах, однако серьезной государственной программы по обеспечению гармоничного соотношения полов в ОУ до сих пор не существует.

Между тем однополое воздействие на учащихся порождает, по нашему убеждению, ряд серьезных проблем. К ним мы относим следующие:

борьба за равные права в образовании привела со временем к бесполому обучению и воспитанию, учебные методики и технологии рассчитаны на среднюю личность, своеобразное думающее устройство — «оно»;

совместное обучение девочек и мальчиков одного возраста в одном классе накладывает негативный отпечаток на культуру межполового общения;

преимущественно женский состав педагогических коллективов (это обстоятельство отягощается пожилым возрастом) лишает мальчиков опыта делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт.

Этот ряд можно продолжить, однако, мы не хотим рассеивать внимание на перечислении проблем, а попытаемся проиллюстрировать вышеперечисленные, опираясь на данные того этапа экспериментальной работы, на котором мы находимся в настоящее время.

Занимаясь разработкой методологии и технологии становления открытых гуманных воспитательных систем, мы встали перед вопросом гуманизации профессиональной деятельности педагогов. В процессе поиска точки отсчета гуманизации позиции педагогов, мы вышли к необходимости преодоления формализма воспитания, поворота к интересам и потребностям конкретного человека, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности. И здесь, казалось бы за всеми правильными словами, мы обнаружили, что конкретный человек в восприятии педагога — это ученик или ученица, но не ребенок, не мальчик или девочка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Многообразие жизни мальчиков и девочек сводится к общему знаменателю учебных успехов. Все, что касается полового воспитания безоговорочно отсылается в адрес семьи. Пол ребенка школа учитывает на уроках труда и физической культуры. Вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме, всякая демонстрация пола (особенно девочками — косметика, бижутерия и т.д.) беспощадно наказывается. Проявление половой идентификации воспринимается как нарушение неписаных законов скромности, ответственного отношения к учению. Даже в современных условиях протест с позиции пола вызывает самые резкие реакции.

В образовательной среде живет устойчивое мнение, даже привычка к тому, что мальчики в начальной школе учатся слабее, ведут себя хуже. Мальчики 5–7 классов всегда являются головной болью и держать дисциплину в этих классах считается достаточно высоким мастерством.

Страницы: 1 2 3


Иерархическая уровневая природа установки. Уровень смысловой установки
Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершенно определенным образом направленной деятельности. О возможной связи таких понятий, как “смысл” и “устан ...

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125] Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой б ...

Краткие сведения о группировках типов психопатии и акцентуаций характера. Гипертимный тип
П.Б. Ганнушкин дал этому типу название "конституционально-возбужденный" и включил в группу циклоидов. Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отн ...

Категории