Когнитивная терапия личностных расстройств
В последнее время когнитивная терапия получила дальнейшее развитие благодаря лечению личностных расстройств. Бек и его коллеги считают, что личностные расстройства, например, зависимое и параноидальное расстройства, являются приобретенными дисфункциональными межличностными стратегиями или схемами, которые запускаются в различных ситуациях.
Эти дисфункциональные схемы приобретаются в детстве и постоянно влияют на поведение человека. Например, при параноидальном личностном расстройстве индивид обычно относится у другими людям с подозрением и реагирует на них негативно и агрессивно. Это расстройство основано на схемах, при которых такие люди изображают себя добродетельными и испытывающими плохое отношение со стороны окружающих. Последние, в свою очередь, рисуются ими подозрительными и недоверчивыми, что заставляет их быть постоянно настороже и выискивать признаки плохого отношения и неуважения со стороны других.
Целью когнитивного терапевта при лечении личностных расстройств является изменение этих дисфункциональных схем. Многие из техник, используемых когнитивной терапией при лечении депрессии и тревожности, применяются при работе с личностными расстройствами. Однако полное изменение этих схем требует очень большого времени и терапевтическая стратегия часто состоит не в их полном уничтожении, а в частичном изменении, чтобы сделать их менее дисфункциональными. При праноидальном личностном расстройстве терапевт может поощрить клиента научиться доверять некоторым людям в определенных ситуациях или проверять свои дисфункциональные схемы, чтобы не руководствоваться ими слишком жестко.
Следует отметить одну новую стратегию при работе с личностными расстройствами. Бек и его коллеги отмечают, что иногда стойкие дисфункциональные межличностные модели нельзя модифицировать, не обратившись к переживаниям детства. С детскими переживаниями здесь работают не так активно, как при психоанализе. Однако когнитивный психотерапевт может заставить клиента «проиграть» встречу со своим отцом или матерью, если они являются основным источником приобретения им дисфункциональных схем. В когнитивной терапии клиент не просто заново возвращается к травматическим переживаниям раннего детства, а с помощью ролевой игры старается использовать функциональные взрослые способы реагирования на человека, о котором идет речь. Это позволяет клиенту переоценить детские переживания с точки зрения взрослого и отбросить старые дисфункциональные установки, возникшие из этих переживаний. Эту стратегию можно рассматривать как развитие идеи «ярких мыслей».
Обычно человек идентифицирован со своими автоматическими мыслями. Когда он прокручивает в уме привычную мысль, например, «этот человек – мой враг», он механически приравнивает ее к реальности. Задача психотерапевта – показать не реалистичность автоматической мысли и побудить пациента принять участие в формировании реалистической. Помимо этого, может применяться домашнее задание с каждодневной фиксацией автоматических мыслей и дальнейшее обсуждение этих записей с терапевтом, взвешивание всех «за» и «против», определение альтернативных возможных вариантов схем и др.
Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья Де ...
Психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе. Учебная деятельность как предпосылки воспитательной работы
Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель начального воспитания вполне соответствов ...
Теоретические
подходы к моделированию коммуникационных
процессов в современной организации
Прежде всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[1] Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX ...
