Введение

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных, природа вынашивала всё более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью явилось сознание. Главным условием возникновения и развития сознания является совместная продуктивная деятельность опосредованная речью, которая требовала кооперации[1] (лат. cooperatio - сотрудничество) [2], общения и взаимодействия людей друг с другом. Главной составляющей сознания является разум. Важность его как главенствующего факта, проявляется не только в познавательном процессе, но и в способности к творчеству, в свободе и созидании культурных ценностей, в придании смысла человеческой деятельности.

Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально-биологический дуализм природы человека. И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему. В психологии, как, впрочем, и в других науках (философия и биология), ставится вопрос о деятельности и проблеме сознания и бессознательного.

Это универсальная проблема человечества. Перед взором человека предстаёт мир, который разворачивает многообразие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний. Но все процессы данности мира и переживаний проходят через чувства и мысли, через сознание. Сознание есть то вездесущее, вечное, неуничтожимое, что сопутствует человеческой деятельности, человеческому освоению мира, составляет его основу, внешнюю и внутреннюю. Сознание связывает человека с внешним миром и одновременно с внутренним миром самого человека. Сознание не существует как отдельный предмет, поэтому его нельзя познать, описать, оно проявляет себя в трудовой деятельности, в творчестве, оно присутствует в образах восприятия, соотносит наши ощущения, мысли, чувства. Чтобы войти в состояние сознания недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать. Для этого необходимы дополнительные акты, с помощью которых человек не просто мыслит, а осознаёт, что он мыслит. Поэтому проблема деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней - это проблема самого сознания, имеющая различные уровни своего решения.

Психология рассматривает данную проблему, представляя душевную жизнь человека, как составляющую телесной жизни, изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

Что такое сознание? Что есть бессознательное и какую роль оно играет в жизни человека? Каковы же роли и места сознания и бессознательного в деятельности людей? Какое влияние оказывает на освоение действительности сознание и бессознательное? В чём различия сознательного и бессознательного способов освоения действительности?

Вопросов много. Постараемся найти ответы.


Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков. Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между лю ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы. Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (ког ...

Быть или не быть руководителем?
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день от 8 утра до 8 в ...

Категории