Введение

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных, природа вынашивала всё более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью явилось сознание. Главным условием возникновения и развития сознания является совместная продуктивная деятельность опосредованная речью, которая требовала кооперации[1] (лат. cooperatio - сотрудничество) [2], общения и взаимодействия людей друг с другом. Главной составляющей сознания является разум. Важность его как главенствующего факта, проявляется не только в познавательном процессе, но и в способности к творчеству, в свободе и созидании культурных ценностей, в придании смысла человеческой деятельности.

Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально-биологический дуализм природы человека. И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему. В психологии, как, впрочем, и в других науках (философия и биология), ставится вопрос о деятельности и проблеме сознания и бессознательного.

Это универсальная проблема человечества. Перед взором человека предстаёт мир, который разворачивает многообразие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний. Но все процессы данности мира и переживаний проходят через чувства и мысли, через сознание. Сознание есть то вездесущее, вечное, неуничтожимое, что сопутствует человеческой деятельности, человеческому освоению мира, составляет его основу, внешнюю и внутреннюю. Сознание связывает человека с внешним миром и одновременно с внутренним миром самого человека. Сознание не существует как отдельный предмет, поэтому его нельзя познать, описать, оно проявляет себя в трудовой деятельности, в творчестве, оно присутствует в образах восприятия, соотносит наши ощущения, мысли, чувства. Чтобы войти в состояние сознания недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать. Для этого необходимы дополнительные акты, с помощью которых человек не просто мыслит, а осознаёт, что он мыслит. Поэтому проблема деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней - это проблема самого сознания, имеющая различные уровни своего решения.

Психология рассматривает данную проблему, представляя душевную жизнь человека, как составляющую телесной жизни, изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

Что такое сознание? Что есть бессознательное и какую роль оно играет в жизни человека? Каковы же роли и места сознания и бессознательного в деятельности людей? Какое влияние оказывает на освоение действительности сознание и бессознательное? В чём различия сознательного и бессознательного способов освоения действительности?

Вопросов много. Постараемся найти ответы.


Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Мы проанализировали теоретические аспекты проблемы общения, а теперь выявим специфику общения дошкольников и определим ха ...

Организация человеческого интеллекта
При описании познавательной деятельности индивида удобно рассматривать человеческий интеллект в свете результатов, полученных в ходе разработки проблемы искусственного интеллекта. Последний строится как система, включающая в себя блоки приема, переработки и хранения информации. Такие блоки можно выделить и в человеческом интеллекте (хот ...

Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студ ...

Категории