Становление эмоционально-когнитивных связейСтраница 1
Построение модели психологического здоровья наталкивается на методологические трудности. Даже определение его легче поддается средствам негативной терминологии, например, мы можем вывести, что условием психологического здоровья будет отсутствие внутриличностных барьеров к самоосуществлению. В противном случае в определениях обозначается некий онтологический идеал.
Сложность заключается в том, что сущностные свойства человека, возможность реализовать которые и считается психологическим здоровьем, в своих истоках принадлежат глубинам человеческой души, поэтому их осуществление сопряжено со многими препятствиями. Этим, собственно, и обусловлено существование континуума «подавленность-проявленность» индивидуального существа. Каждая личная психология - точка на этом континууме, а две полярности его - нарушенность ⁄ гармоничность эмоционально-когнитивных связей.
В области нормальной психологии всегда можно заметить более или менее успешное функционирование механизмов собирания и поддержания целостного образа себя. Согласно К. Юнгу, в случае диссонансных переживаний, переживания внутреннего кризиса или столкновения со сложной жизненной ситуацией, личность архетипически предрасположена к расширению своего сознания, что означает ассимиляцию как накопленного, но не осознанного, жизненного опыта, так и содержания коллективного бессознательного. Для осуществления подобной ассимиляции формируется особая функция эго - трансцендентная. Она делает возможным погрузиться в личное и часть коллективного бессознательного, что приближает личность к самости. Всё это проходит в форме диалога с самим собой и приводит к серии инсайтов. Однако часто оказывается так, что за актуализацией в подобных ситуациях интровертированной установки, не следует действительного самоанализа. В отдельных случаях это оказывается вредным, и на обыденном уровне человеку рекомендуют отвлечься, не задумываться и т.п.
С одной стороны, нормальному функционированию данных механизмов может препятствовать содержание индивидуального бессознательного, а с другой ― несформированность эмоционально-когнитивных связей, когда, фигурально выражаясь, человек просто не привык обращаться к своему чувственному опыту. Проблема формирования указанных связей и является предметом нашего внимания.
Прежде всего, мы исходим из представления К. Юнга о синтезирующей деятельности архетипа самости. Совершенно очевидно, с одной стороны, что она осуществляется в тесном взаимодействии эмоций и когниций, но в то же время, самость существует гораздо раньше личного эмоционального опыта и складывания индивидуальной ментальности. Отсюда легко предположить, что становление эмоционально-когнитивных связей с самого начала проходит в соответствии с функциональным назначением архетипа самости. Однако это означает не более чем операционализацию архетипически заданных механизмов личности, поиск средств для их работы, подобно тому, как подавленная энергия инстинкта находит каналы высвобождения, делая их привычными для человека. Формулировка «Самость и становление эмоционально-когнитивных связей» подразумевает именно такое отношение к проблеме.
Особый интерес представляет ранний онтогенез человека, когда происходит закладка многих механизмов личности. Одним из таких механизмов функционирования личности как раз и является связь аффекта и интеллекта ― важнейшего новообразования при переходе от раннего детства к дошкольному. Оно заключается в возникновении образов и представлений, обладающих побудительной силой. До этого активность ребенка обусловливается исключительно его аффективностью. Однако, появление связи аффекта и интеллекта, конечно, не значит, что прежде две сферы психики находились в абсолютном параллелизме друг к другу: примесь когнитивного элемента можно усмотреть и в структуре аффективно окрашенного образа младенца.
Соотношение психологического и физического здоровье спортсменов на примере
единоборств
В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключая в себе, прежде всего гуманистические функции, благородное духовное содержание и.т.п., современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может пока ...
Психология личности в системе
Говоря о личности человека
вообще (в обиходе), мы подразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. В психологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение. Но можно с определенной долей истины свести эт ...
Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».
Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить пос ...