Материалы » Исторический анализ изменения взаимосвязей внутри личности » Историческая взаимосвязь образа мира и психического состояния

Историческая взаимосвязь образа мира и психического состояния
Страница 1

На современном этапе развития идей общей психологии перед исследователями области психологии психического состояния с одной стороны и психологии сознания, субъективной семантики с другой, встали следующие проблемы:

Моделирование субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.

Установление существующих связей между сознанием и состоянием, в частности влияние субъективного опыта на пространственно – временную организацию психического состояния.

Принимая во внимание поставленные проблемы, логичным является исследование взаимосвязи Образа мира и Психического состояния. Изучив все имеющиеся на данный момент концепции и разработки понятия Образа мира, мы дали следующее рабочее определение этой категории.

Образ мира – это интегральная система значений человека, которая является индивидуализированной культурно - исторической основой восприятия. Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его.

Образ мира детерминируется образом жизни (системой деятельностей) представляя собой в актуальный момент времени план внутренней деятельности, а также субъективную прогностическую модель будущего. В отрезке текущего времени Образ мира представляет собой картину мира, «наше состояние» (по А.Н. Леонтьеву), благодаря которому и происходит актуализация определенных участков Образа мира, их изменение вследствие регуляции состояния и вписывание изменений в картину мира, тем самым трансформация её.

В последних исследованиях Прохорова А.О. рассмотрен аспект влияния смысловых структур сознания на Психическое состояние. В свою очередь открытым и почти неразрешенным остается вопрос о влиянии состояния на смысловую организацию сознания, что является дальнейшим шагом системного изучения данных категорий.

Данная работа посвящена теоретическому обоснованию предложенного ниже механизма взаимовлияния Образа мира и психического состояния, постановке конкретных гипотез для экспериментального подтверждения. Рассмотрим одну из теоретически возможных моделей.

Начнем сначала. Итак, что является основополагающим фактором поведения человека? Конечно же, его потребности: потребность в безопасности, как физической так и психической, потребность в уважении, принятии, самоактуализации и т.д. по Маслоу. Как мы понимаем то, что чего-то не хватает? Нам становиться некомфортно, т.е. мы испытываем определенное состояние, обычно негативно окрашенное, и возникает непреодолимое желание его изменить - регулировать. Как? Используя существующие возможности окружающей среды – то есть мы выделяем необходимые для удовлетворения потребности аспекты реальности. Состояние сработало как фильтр воспринимаемых объектов, индикатор и пусковой механизм удовлетворения потребности на уровне перцептивного мира (первый слой образа мира по Артемьевой).

Возникает Ситуация. Ситуация – это не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая отражается субъектом на фоне его актуальной потребности. (Прохоров А.О.) Имеющаяся ситуация действительности преломляясь через ТХЛ свойства, смысловые структуры сознания, получает смысл, формирует определенное отношение к ней. Происходит добавление информации о возникшей потребности в существующее текущее состояние, представляющее собой значимую картину мира (второй слой образа мира по Артемьевой). В картине мира, выступающей также как внутренний план действий, происходит построение образа цели, которая достигается в деятельности благодаря возникшему в результате некоторой регуляции функциональному состоянию.

Страницы: 1 2


Метод исследования личности ( Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн)
К методикам, направленным на исследование самооценки, следует отнести и методику, разработанную С. Я. Рубинштейн. Она представляет собой вариант методики Т. В. Дембо, которая применялась для выявления «представления о счастье», но С. Я. Рубинштейн использует ее значительно шире для выявления самооценки. Классический вариант методики, пр ...

Субдиалекты
Дети часто сталкиваются более чем с одной формой употребления слов и выражений в силу тех культурных различий, которые существуют в обществе. Этот случай особенно характерен для Соединенных Штатов, где население составляют различные расовые и этнические группы, а также резко отличающиеся друг от друга по уровню жизни социальные слои. Су ...

Функции конфликтов
Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания и ...

Категории