Историческая взаимосвязь образа мира и психического состоянияСтраница 1
На современном этапе развития идей общей психологии перед исследователями области психологии психического состояния с одной стороны и психологии сознания, субъективной семантики с другой, встали следующие проблемы:
Моделирование субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.
Установление существующих связей между сознанием и состоянием, в частности влияние субъективного опыта на пространственно – временную организацию психического состояния.
Принимая во внимание поставленные проблемы, логичным является исследование взаимосвязи Образа мира и Психического состояния. Изучив все имеющиеся на данный момент концепции и разработки понятия Образа мира, мы дали следующее рабочее определение этой категории.
Образ мира – это интегральная система значений человека, которая является индивидуализированной культурно - исторической основой восприятия. Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его.
Образ мира детерминируется образом жизни (системой деятельностей) представляя собой в актуальный момент времени план внутренней деятельности, а также субъективную прогностическую модель будущего. В отрезке текущего времени Образ мира представляет собой картину мира, «наше состояние» (по А.Н. Леонтьеву), благодаря которому и происходит актуализация определенных участков Образа мира, их изменение вследствие регуляции состояния и вписывание изменений в картину мира, тем самым трансформация её.
В последних исследованиях Прохорова А.О. рассмотрен аспект влияния смысловых структур сознания на Психическое состояние. В свою очередь открытым и почти неразрешенным остается вопрос о влиянии состояния на смысловую организацию сознания, что является дальнейшим шагом системного изучения данных категорий.
Данная работа посвящена теоретическому обоснованию предложенного ниже механизма взаимовлияния Образа мира и психического состояния, постановке конкретных гипотез для экспериментального подтверждения. Рассмотрим одну из теоретически возможных моделей.
Начнем сначала. Итак, что является основополагающим фактором поведения человека? Конечно же, его потребности: потребность в безопасности, как физической так и психической, потребность в уважении, принятии, самоактуализации и т.д. по Маслоу. Как мы понимаем то, что чего-то не хватает? Нам становиться некомфортно, т.е. мы испытываем определенное состояние, обычно негативно окрашенное, и возникает непреодолимое желание его изменить - регулировать. Как? Используя существующие возможности окружающей среды – то есть мы выделяем необходимые для удовлетворения потребности аспекты реальности. Состояние сработало как фильтр воспринимаемых объектов, индикатор и пусковой механизм удовлетворения потребности на уровне перцептивного мира (первый слой образа мира по Артемьевой).
Возникает Ситуация. Ситуация – это не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая отражается субъектом на фоне его актуальной потребности. (Прохоров А.О.) Имеющаяся ситуация действительности преломляясь через ТХЛ свойства, смысловые структуры сознания, получает смысл, формирует определенное отношение к ней. Происходит добавление информации о возникшей потребности в существующее текущее состояние, представляющее собой значимую картину мира (второй слой образа мира по Артемьевой). В картине мира, выступающей также как внутренний план действий, происходит построение образа цели, которая достигается в деятельности благодаря возникшему в результате некоторой регуляции функциональному состоянию.
Сенситивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в ново ...
Агрессивность и враждебность как симптомы
Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории - расстройству настроения, характеризующемуся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью. [3] ...
Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья Де ...