Историческая взаимосвязь образа мира и психического состоянияСтраница 1
На современном этапе развития идей общей психологии перед исследователями области психологии психического состояния с одной стороны и психологии сознания, субъективной семантики с другой, встали следующие проблемы:
Моделирование субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.
Установление существующих связей между сознанием и состоянием, в частности влияние субъективного опыта на пространственно – временную организацию психического состояния.
Принимая во внимание поставленные проблемы, логичным является исследование взаимосвязи Образа мира и Психического состояния. Изучив все имеющиеся на данный момент концепции и разработки понятия Образа мира, мы дали следующее рабочее определение этой категории.
Образ мира – это интегральная система значений человека, которая является индивидуализированной культурно - исторической основой восприятия. Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его.
Образ мира детерминируется образом жизни (системой деятельностей) представляя собой в актуальный момент времени план внутренней деятельности, а также субъективную прогностическую модель будущего. В отрезке текущего времени Образ мира представляет собой картину мира, «наше состояние» (по А.Н. Леонтьеву), благодаря которому и происходит актуализация определенных участков Образа мира, их изменение вследствие регуляции состояния и вписывание изменений в картину мира, тем самым трансформация её.
В последних исследованиях Прохорова А.О. рассмотрен аспект влияния смысловых структур сознания на Психическое состояние. В свою очередь открытым и почти неразрешенным остается вопрос о влиянии состояния на смысловую организацию сознания, что является дальнейшим шагом системного изучения данных категорий.
Данная работа посвящена теоретическому обоснованию предложенного ниже механизма взаимовлияния Образа мира и психического состояния, постановке конкретных гипотез для экспериментального подтверждения. Рассмотрим одну из теоретически возможных моделей.
Начнем сначала. Итак, что является основополагающим фактором поведения человека? Конечно же, его потребности: потребность в безопасности, как физической так и психической, потребность в уважении, принятии, самоактуализации и т.д. по Маслоу. Как мы понимаем то, что чего-то не хватает? Нам становиться некомфортно, т.е. мы испытываем определенное состояние, обычно негативно окрашенное, и возникает непреодолимое желание его изменить - регулировать. Как? Используя существующие возможности окружающей среды – то есть мы выделяем необходимые для удовлетворения потребности аспекты реальности. Состояние сработало как фильтр воспринимаемых объектов, индикатор и пусковой механизм удовлетворения потребности на уровне перцептивного мира (первый слой образа мира по Артемьевой).
Возникает Ситуация. Ситуация – это не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая отражается субъектом на фоне его актуальной потребности. (Прохоров А.О.) Имеющаяся ситуация действительности преломляясь через ТХЛ свойства, смысловые структуры сознания, получает смысл, формирует определенное отношение к ней. Происходит добавление информации о возникшей потребности в существующее текущее состояние, представляющее собой значимую картину мира (второй слой образа мира по Артемьевой). В картине мира, выступающей также как внутренний план действий, происходит построение образа цели, которая достигается в деятельности благодаря возникшему в результате некоторой регуляции функциональному состоянию.
Придумать методику стандартного опроса или наблюдения, в результате
применения которой можно было бы судить о переживаниях или мыслях человека
Выбрав в качестве испытуемого кого-либо из товарищей, провести на нем исследование при помощи какого-либо простого теста. Обработать его результаты.
Методика изучения переживаний и мыслей человека.
Цель – изучить эмоциональный тонус человека, личностные особенности.
Инструментарий: экспериментатор, испытуемый, бланк опросника.
Бланк ...
Понятие семьи
Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Для человека семья — главный и основной к ...
Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения
: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.
Способы общения
: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.
Тактика общения:
диктат или (и) опека.
Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...