Материалы » Психология профессиональных амбиций и достижений » Особенности карьерных ориентаций различных профессий

Особенности карьерных ориентаций различных профессий
Страница 1

Значимым фактором профессионального становления каждого человека является его профессиональная Я – концепция, которую каждая личность воплощает в серию карьерных решений. Система ценностных ориентаций, интересов и социальных установок по отношению к работе и карьере, составляют суть карьерных ориентаций личности. Профессиональные предпочтения и тип предполагаемой карьеры - это попытка ответить на вопрос «Кто я?», найти смысл своей жизни и профессионального самоопределения. По данным социологических опросов более половины работающих россиян хотели бы сделать карьеру, а каждый десятый респондент видит смысл своей жизни в самореализации и самосовершенсвовании в профессии. Карьерные ориентации возникают в процессе социализации на основе и в результате научения в начале карьерного пути личности, оставаясь устойчивыми и стабильными в течение длительного времени.

Данное изыскание посвящено исследованию особенностей карьерных и смысложизненных ориентаций молодых профессионалов разных специальностей. В опросе приняли участие 183 работающих студентов Уфы в возрасте от 18 до 35 лет. Все испытуемые были сгруппированы по признаку «вид профессии» на шесть групп - медицинские работники (медсестры и фельдшера), менеджеры, педагоги (учителя, воспитатели, инструкторы), бухгалтера, инженеры-техники, продавцы, секретари (офис - менеджеры). Тестирование респондентов осуществлялось по опросникам: «Якоря карьеры» Шейна и «Смысложизенных ориентаций» Д.А Леонтьева (СЖО). Статистическая обработка данных производилась с помощью корреляционного анализа Спирмена и дисперсионного анализа.

Нами не обнаружено половозрастных различий по уровню смысложизненных ориентаций. Возрастные особенности карьерных ориентаций прослеживаются на основе анализа корреляционных связей – отрицательные корреляции возраста с показателя шкал «менеджмент» (r=-0,39, р<0,0001), «автономия» (r=-0,29, р=0,039), «вызов» (r=-0,31, р=0,0002) и «предпринимательство» (r=-0,39, р=0,006). В зрелом возрасте личность в меньшей степени ориентируется на управленческую работу и независимость, в меньшей степени ценит риск и конкуренцию. При анализе корреляционных связей стажа с карьерными ориентациями обнаруживаются закономерности аналогичные описанным выше.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязей смысложизненных и карьерных ориентаций показали, что из восьми шкал теста карьерных ориентаций одна из них «служение», достоверно коррелирует со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций. Данная закономерность свидетельствует о том, что респонденты, ориентированные в своей трудовой деятельности на помощь и служение людям находят свою жизнь более осмысленной, в большей степени удовлетворены результатами своей деятельности, ставят более четкие цели и считают себя людьми достаточно сильными, способными контролировать свою жизнь. Показано также наличие высокодостоверных умеренных корреляций между показателями по шкале «цели» и карьерной ориентацией «компетентность» (r=0,38) Чем более личность ценит свою компетентность и востребованность в выбранной им профессии, тем имеет более четкие жизненные цели и более ясную жизненную перспективу.

При сопоставлении смысложизненных ориентаций представителей различных профессий методом дисперсионного анализа было обнаружено (р=0,004), что педагоги выше других профессионалов оценивают пройденный отрезок жизни, считая его продуктивным и осмысленным, а также воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Кроме того, педагоги, как обнаружилось, имеют и наиболее высокие уровни по карьерной ориентации «компетентность» (р=0,009). Данная карьерная ориентация по смысловому содержанию в наибольшей степени соответствует понятию «самореализация», то есть лица, ориентированные на компетентность в своей профессии, исключительно ценят возможность реализовать свои способности и таланты. Можно сделать вывод, что педагоги больше остальных стремятся к самореализации, к раскрытию своего творческого потенциала.

Страницы: 1 2


Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты: «Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучен ...

Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие». Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить пос ...

Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети. Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, ко ...

Категории