Материалы » Психологическая работа со спортсменами в условиях стресса » Соотношение психологического и физического здоровье спортсменов на примере единоборств

Соотношение психологического и физического здоровье спортсменов на примере единоборств
Страница 1

В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключая в себе, прежде всего гуманистические функции, благородное духовное содержание и.т.п., современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может показаться парадоксальным, но основная негативная черта большого спорта - постоянное стремление к росту спортивных результатов. Уровень рекордов сегодня давно превысил возможности человеческого организма, и новые достижения могут быть реализованы либо за счет увеличения тренировочных нагрузок, либо применения допинговых препаратов. И тот, и другой путь опасен для здоровья спортсменов. Наряду с этим не менее остро стоит проблема психологического здоровья спортсменов. Прямо пропорционально росту спортивных результатов возникает всё большая опасность возникновения отклонений либо в физическом, либо в психологическом здоровье спортсмена.

В качестве испытуемых выступили спортсмены – единоборцы высокой квалификации (n=18; 10- КМС, 8 – МС). Исследование проводилось на базе Великолукской государственной академии физической культуры.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: самооценки своего физического здоровья (Г.С. Никифоров), компьютерный тест Люшера, методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана, опросник измерения уровня агрессии Басса-Дарки, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.

При оценке своего физического самочувствия спортсменами - единоборцами было выявлено, что 88% респондентов чаще всего находятся в бодром (активном состоянии), плохо себя чувствуют довольно редко; оставшиеся 12% испытывают чувство апатии, усталости, данное состоянии у них преобладающее.

Свою физическую активность как высокую оценили 37% респондентов, 63% считают её средней. Полученные данные можно объяснить тем, что для большинства спортсменов-единоборцев данная физическая активность не является непосильной (то есть чрезмерно высокой).

Исследуя степень переносимости физических нагрузок, мы выяснили, что большинство - 75 % переносят нагрузки без особых усилий (легко, без напряжения); 12% спортсменов-единоборцев быстро утомляются и оставшиеся 13 % физические нагрузки переносят крайне тяжело, долго восстанавливаются после них.

Половина респондентов при исследовании указали, что болеют редко (не чаще одного раза в год), 13% не более двух раз за сезон, 37 % респондентов болеют часто (не менее одного раза в месяц).

При итоговой оценке своего физического состояния спортсменами мы получили следующие результаты: 13 % респондентов говорят об отличном физическом состоянии (физическом здоровье) в целом, 75 % считают своё физическое здоровье хорошим ("не хуже и не лучше чем у остальных"), затруднились ответить 12% респондентов.

Таким образом, можно говорить о том, что, в общем, физическое состояние (здоровье) у спортсменов-единоборцев высокой квалификации находится на уровне нормы, жалоб есть, но они не имеют массового характера.

При изучении показателей психологического здоровья спортсменов было выявлено, что большинство респондентов 80% испытывают состояние эмоциональной нестабильности, напряжённости, беспокойства, тревожности, оставшиеся 20% достаточно эмоционально устойчивы, независимы, легки в общении.

При изучении бессознательных эмоционально-мотивационных установок нами было выявлено, что 83% спортсменов-единоборцев склонны к мечтательности; испытывают сильное стремление к релаксации и идиллической гармонии 88%; чувство одиночества присуще 45% респондентов; инфантильны 66% исследуемых.

Для большинства спортсменов-единоборцев (56%) характерен высокий уровень враждебности и негативизма. При изучении агрессии было выявлено, что уровень косвенной, физической и вербальной агрессии превышает норму у всех спортсменов. Чувство вины испытывают 66% респондентов.

При исследовании самооценки были получены следующие результаты: 92% имеют завышенный уровень при оценке своего характера, 8% имеют адекватную самооценку по этому критерию. При определении своих умственных способностей было выявлено, что 53% спортсменов имеют завышенный уровень, 30% адекватный, 46% заниженный. Отметим также, что при оценке своих достижений в спорте, было выявлено, что 46% имеют завышенную самооценку, 8% адекватную, 46% заниженную. При комплексном исследовании самооценки спортсменов-единоборцев высокой квалификации мы выяснили, что 86% исследуемых имеют завышенную самооценку, оставшиеся 14% адекватную.

Страницы: 1 2


Что такое метод обучения?
Правильный ответ Г) Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения (определение Ю.К. Бабанского). А) педагог передает не только знания, но и умения и навыки; под методом предполагается взаимодействие, а не односторонняя передача опыта. Б) метод обучения является структурны ...

Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека
Саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». В потребности объединены два компонента – объективный и субъективный. Объект ...

Исследование специфики сенсорного действия при решении задачи различения
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традиция сугубо количественного анализа результатов сенсорных измерений в зависимости от факторов, заданных ...

Категории