Материалы » Проективные методы исследования личности » Рисунок как средство психологического анализа

Рисунок как средство психологического анализа
Страница 1

Научный анализ продуктов деятельности может стать надежным источником психологической информации о человеческой индивидуальности.

В то же время возможности и опыт применения этого общего метода психологического анализа к ситуации изобразительного творчества обыкновенных людей еще очень слабо изучены. История научных психографических исследований в сфере почерковедения и психологического анализа рисунков только начинается.

Вместе с тем, история и опыт психологического анализа показывают, что в рисунках на заданную тему (т. е. в ситуации стандартного задания) содержится значительно больше информации о психологических особенностях человека, чем в простом рукописном тексте (почерке). Это означает, что рисунок на заданную тему уже в сегодняшнем виде становится весьма мощным психодиагностическим средством. При этом сам результат выполнения такого задания (как и задание выполнить рисунок) адресован не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, смыслу графического изображения, в котором в общей слитной форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживая субъекта.

В число наиболее часто рассмотренных процедур включены как известные проективные графические задания: "Дом-дерево-человек", "Автопортрет", "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Рисунок семьи".

Приведенные образцы рисунков и версии интерпретаций раскрывают разнообразие приемов интерпретации, в принципе дополняющих, а не опровергающих друг друга.

Активное применение психологических знаний в практической деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно технологии работы практического психолога. При этом попытки описать психологический инструментарий и составить некоторое руководство к его применению постоянно вызывали и вызывают острую и часто обоснованную критику. А деятельность психолога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные правила и алгоритмы организации соответствующих процедур. Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состоит в извлечении, систематизации и упорядочении специальной информации о конкретном человеке и соотнесении ее с системой психологических категорий, теорий, концепций и моделей.

Среди методов практической работы психолога можно выделить те, которые необходимы для установления контакта с человеком, пришедшим на индивидуально-психологическую консультацию. Однако именно таким методам не уделялось должного внимания.

Еще памятна устойчивая, хотя не всегда оправданная негативная реакция "классической психологии" на попытки применения психодиагностических тестов: считалось, что за тестами "нет настоящей глубокой теории", что их отчетливый прагматизм не опирается на научную основу, а если таковая и есть, то она не соответствует принятым в нашей стране концепциям и подходам.

Тем не менее, так называемые тесты получили довольно широкое, хотя и полулегальное распространение в исследовательских лабораториях, в клинической практике, на предприятиях, в школах и т. п. В ходе этого распространения постоянно возникала "проблема тестов", а вместе с ней и необходимость более или менее ясно ответить на вопрос: почему же, несмотря на критическое и даже порой пренебрежительное отношение к тестам, не удается сдержать, а тем более запретить их практическое применение. По крайней мере, один веский аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информацию об индивидуальных психологических особенностях конкретного человека, его отличии от других людей, о "месте" данного человека во множестве ему подобных.

Понятно, что этот аспект применения психодиагностических методов можно рассматривать как один из важных критериев эффективности любых конкретных психодиагностических процедур: насколько полна, точна и надежна информация, получаемая с их помощью, насколько она поддается научному анализу и специальной интерпретации.

В ряду диагностических методов современной психологии графические методы оказались где-то на периферии: они рассматривались либо как забавные фокусы, либо как любопытные развлечения, либо как некий совершенно несамостоятельный вспомогательный прием. Почти полностью отсутствует систематическое научное изучение графических методов как особых методов психодиагностики — со своей собственной общенаучной основой, с технологической специфичностью, особенностями конструирования и применения. Более того, и среди специалистов они, в основном, расцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры.

Страницы: 1 2


Способы управления конфликтами
Можно выделить некоторые предложения по использованию переговоров для разрешения конфликта 1. Определить проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблема определена, найти решения, приемлемые для всех сторон. 3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах сторон. 4. Создать атмосферу доверия, у ...

Личностные шкалы измерения агрессии
Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы – « гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией между ...

Понятие «восприятия»
Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душ ...

Категории