Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения данного вопроса. Первый связан с объективной темпоральностью психической травмы, а второй касается субъективного переживания темпоральности травмы, точнее, переживания травматического события и его последствий. Что касается объективной темпоральности травмы, то она, в первую очередь, связана с такими вопросами, как хронометрическая длительность между моментом травматического события и возникновением психотравматической реакции у субъекта, а также с общей продолжительностью хода психической травмы. Сюда можно отнести, кроме того, индивидуальные различия временной динамики психической травмы. Второй аспект темпоральности травмы образуется переживанием травматического события, естественно, это переживание необходимо рассмотреть с учетом трех временных образующих: прошлого, настоящего и будущего.
Необходимость учета настоящего, прошлого и будущего, в связи с переживанием времени, подводит нас к необходимости рассмотрения проблемы темпоральности и травмы в терминах связывания и разделения травматического опыта субъекта в рамках трех обозначенных временных образующих. Поэтому переживание травмы не ограничивается, собственно говоря, особенностями переживания, а приводит нас к проблеме анализа следующего основополагающего феномена – насколько в переживании человека травматический опыт связан или же разъединен. Для перевода этой проблемы с языка темпоральности на язык психических механизмов мы можем воспользоваться феноменом диссоциации. Как известно, c времен Жане, Фрейда возникновение психической травмы непосредственно связывали с феноменом диссоциации. Предполагается, что под влиянием травматического события психическая организация человека расщепляется, раздваивается, диссоциируется на сознательную и подсознательную (Жане), сознательную и бессознательную (Фрейд). Взаимоотношение между этими двумя образующими объясняет возникновение психогенной травмы. В современных исследованиях феномен посттравматического стрессового расстройства (ПТСР - основной аналог психической травмы в современной литературе), нередко объясняется перитравматической диссоциацией. Признание связи между так называемой перитравматической диссоциацией и ПТСР привело к установлению господствующего в литературе мнения о том, что острая диссоциативная реакция носит преимущественно патогенный характер. Между тем, диссоциация может выполнять и противоположную функцию – адаптивную, и в этом случае под сомнение ставится чисто негативный патогенный защитный характер диссоциации.
Таким образом, особенностью предлагаемого анализа является то, что связь диссоциации и травмы мы объясняем с точки зрения темпоральности, а также, кроме негативной, признаем и позитивную связь между двумя явлениями.
Социально-психологические аспекты алкоголизации населения
В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является алкоголизм, которым в России поражены более 2 миллионов человек и который непосредственно связан с к ...
Психологические предпосылки воспитательной работы с подростками. Становление нового уровня самосознания, как предпосылка
воспитательной работы в школе
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание – отношение личности к себе.
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной ...
Проблема описания структуры личности
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек-зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллекту ...