Детерминация развития личности
Страница 1

Представители первой парадигмы склонны видеть в человеке объект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второй парадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию, способного меняться и менять мир вокруг. Понимание человеческой личности является главным камнем преткновения в этой научной борьбе.

Разработкой проблемы человеческой личности в различных ее проявлениях занимались представители различных школ психологии: психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), даже бихевиористы пришли к концепции независимой переменной, определяющей поведение субъекта. Но только в отечественной психологии ученые (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) подошли к пониманию личности как результата социализации, не отрываясь от биологических корней Человека Разумного. Попытка объединить данные представителей естественнонаучной и гуманитарной парадигм была предпринята Б. Ф. Поршневым.

В основе данного исследования лежит концепция личности как системы самоконтроля, формирующейся в процессе социализации. Личность включает 3 уровня, а специфика уровней задается особенностями второсигнального взаимодействия с окружающими.

Первый уровень – уровень бессознательной регуляции (0 - 3 лет), на котором второсигнальные раздражители незначимы, поведение направляется инстинктами, а в стремлении к удовлетворению индивид способен на неконтролируемые действия, которые могут расцениваться как агрессивные. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева данные качества свойственны суггесторам, лицам, воздействующим на других с целью немедленного удовлетворения собственных потребностей.

Второй уровень – уровень сознания (3 - 7 лет), на котором поведение человека контролируется дополнительно подкрепляемыми второсигнальными раздражителями извне, как получаемых от других людей, так и произвольно генерируемых через систему громкой, а затем и эгоцентрической речи. Необходимость подкрепления извне вызывает повышенную социальную тревожность. В филогенезе данные качества присущи суггерендам, лицам, подверженным внешнему влиянию, суггестии, и при воздействии извне прерывающим удовлетворение собственных потребностей ради удовлетворения потребностей других членов сообщества.

Третий уровень – уровень самосознания (7 - 15-16 лет), на котором поведение начинает регулироваться с помощью внутренней речи, не требующей внешнего подкрепления. С формированием необходимого для рефлексии абстрактного мышления, завершается пубертатный кризис идентификации. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева способность к абстрагированию (на основе дипластии) приводит к формированию психики Homo Sapiens Sapiens и появлению способности выбирать, чьи потребности – свои или окружающих удовлетворять в данный момент времени.

После пубертатного кризиса один из структурных уровней личности начинает доминировать в процессе саморегуляции. В зависимости от того, какой из уровней берет верх, поведение человека изменяется либо в сторону суггестивности (недостаточно сознательной регуляции с оказанием воздействия на окружающих), либо в сторону суггерендности (сознательная регуляция поведения с подчинением окружающим), либо в сторону дипластии (регуляция на уровне самосознания, проявление способности свободно руководить своим поведением, выраженной в высоком уровне субъективного контроля).

Страницы: 1 2


Творчество как процесс творческого мышления
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точ ...

Эволюция предмета психологии
В различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет. Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а ино ...

Парапсихология - сущность и значение
Термин парапсихология имеет два значения. В первом своем значении слово "парапсихо- логия" используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти, будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной ...

Категории