Материалы » Нравственность и мораль школьников » Теоретическая часть. Усвоение правил и норм общения младшими школь­никами.

Теоретическая часть. Усвоение правил и норм общения младшими школь­никами.
Страница 1

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимо­отношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстни­кам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочета­нием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отно­шение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становле­ния такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделя­ется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жа­ном Пиаже в 20-30-е годы, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реа­лизма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный ре­лятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справед­ливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмот­реть оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нрав­ственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрос­лому. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, на­пример, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрица­тельному результату, является плохим независимо от того, совершен он слу­чайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятиви­сты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о харак­тере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых по­ступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Л.Колберг расширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на до­конвенциональном уровне развития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого уровня разви­тия ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушения. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного чело­века, не мешает удовлетворять свои другому человеку. На уровне конвенцио­нальной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком». Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей. На высшем уровне постконвенциональной морали люди оце­нивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а за­тем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Страницы: 1 2


Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125] Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой б ...

Общая характеристика психологии, как науки. Соотношение житейской и научной психологии
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая ...

Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков
Исследуя развитие и становление самосознания подростков, нельзя не сказать о нравственном самосознании и его месте в жизни каждого подростка. Развитие нравственного самосознания тесно связано с когнитивным развитием ребенка. В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при кото ...

Категории