Изучение особенностей хронического соматического заболеванияСтраница 1
Мы рассматриваем ситуацию ХСЗ как потенциально критическую, т.е. как ситуацию невозможности (Ф.Е.Василюк) реализации жизненных задач – удовлетворения потребностей, достижения целей, реализации отношений и пр., в которой с высокой степенью вероятности возможно нарушение личностной идентичности (Э.Эриксон, Дж.Марсиа и др.) и развитие кризиса идентичности. Переживание жизненных событий (прошлого, настоящего и будущего) осуществляется через систему личностных смыслов, на основе которых человек соотносит свои возможности и цели, распределяет события жизни по значимости на данный момент времени. Жизненное событие - это поворотный этап жизненного пути, когда принимаются важные решения на длительное время. Наличие ХСЗ значительно меняет жизнедеятельность больного, а значит, заставляет человека по-новому взглянуть на свою жизнь, ее смысл. Все это отражается на переживании психологического времени жизни.
Мы предполагаем, что болезнь как потенциально критическая жизненная ситуация изменяет структуру времени жизненного пути личности; в ситуации ХСЗ происходит интенсивное осмысление жизни, оценка пройденного этапа, определение роли самого субъекта в реализации жизненного пути; временная перспектива сужается, как правило, человек ориентирован в большей степени на настоящий момент и прошлое и в меньшей степени на будущее.
Целью данного исследования стало изучение особенностей временной перспективы у больных ХСЗ в сравнении с особенностями временной перспективы у людей, находящихся в обычных условиях жизни (здоровых испытуемых).
В исследовании приняло 127 пациентов гастроэнтерологического и кардиологического отделений городской больницы №3 города Курска, средний возраст 42 года, разброс от 20 до 53 лет. 60 испытуемых – люди, не находящиеся в каких либо особых жизненных ситуациях и не предъявляющих жалобы на состояние здоровья, жители г.Курска. Отбор производился условно случайно. Средний возраст 39,9 лет, разброс от 22 до 59 лет. Статистически значимые различия по возрасту (критерий U Манна-Уитни) между группами обнаружены не были (р = 0,279). Исследование проводилось в 2006-2007 гг.
Для изучения собственно временной перспективы мы использовали процедуру «Линия жизни», временных установок – «Шкалу временных установок» (Нюттена и Ленса), временных ориентаций – «Опросник Ф.Зимбардо по временной перспективе» (в адаптации А.Сырцовой), для изучения смысловой сферы – методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев), а так же тест «Локус контроля» Е.Г.Ксенофонтовой. В исследовании использовался статистический пакет STATISTICA 6.0.: анализ средних тенденций с учетом распределения и изменчивости признака, непараметрический критерий для двух несвязанных выборок U Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции R Спирмена.
В результате отмечаются значимые различия между выборками здоровых (З) и больных (Б) испытуемых по ряду параметров: 1) более высокие показатели точки настоящего у здоровых(ЗМ=2,9, БМ=-0,77, p=0,0), т.е. здоровые люди в среднем гораздо более позитивно оценивают свой этап жизненного пути; 2) более высокие показатели «позитивное прошлое» у здоровых (ЗМ=3,82, БМ=3,41, p=0,0), т.е. наличие ситуации ХСЗ в настоящем способствует более негативному переживанию прошлого; 3) более высокие показатели «фаталистическое настоящее» у больных людей (ЗМ=3,09, БМ=3,39, p=0,01), что свидетельствует о фаталистическом, беспомощном и безнадежном отношении больных к будущему и жизни; 4) данный факт подтверждается значимыми различиями в показателях «установка на настоящее» (по методике Нюттена и Ленса): в группе Б установка на настоящее в среднем носит нейтральный характер, в то время как в группе З она позитивна(ЗМ=4,69, БМ=3,89, p=0,0). В результате корреляционного анализа внутри групп выявлено: в группе З обнаружены значимые связи насыщенности временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Процессом жизни, Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь» ( R=0,34, p=0,007; R=0,34, p=0,007; R=0,28, p=0,02; R=0,31, p=0,01 соотв.), протяженности временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Процессом жизни, Результатом жизни, Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь»( R=0,36, p=0,003; R=0,38, p=0,003; R=0,33, p=0,008; R=0,34, p=0,06; R=0,31, p= 0,01 соотв.); в группе Б значимо коррелируют насыщенность временной перспективы с общей Осмысленностью жизни, Локусом контроля «Я»( R=0,22, p=0,01; R=0,19, p=0,02), протяженность временной перспективы с Локусом контроля «Я» и Локусом контроля «Жизнь»( R=0,18, p=0,03; R=0,18, p=0,03), а так же оценка настоящего момента и локуса контроля (здоровье) (R=-0,23, p=0,007), т.е. чем лучше человек переживает свой настоящий момент тем он менее контролирует, несет ответственность за свое здоровье. В группе З связь между показателями временной перспективы и смысловой сферы более полная и отражает состояние смысловой сферы как прямо, так и косвенно; в группе Б имеют место связи с косвенными показателями смысловой сферы и их гораздо меньше.
Метод исследования личности (методика ТАТ)
Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку.
Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообра ...
Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека» (1953, с. 111)[1]. Личность – это некая сущность, которая связана с чело ...
Возникновение и развитие рекламы
Предпосылки современной рекламы сопровождают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе.
Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:
• Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, м ...