Материалы » Ценностно-смысловое развитие студентов » Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов

Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Страница 1

Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ – начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ее развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так и понимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д.А. Леонтьев, Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург и др.).

Вместе с тем современная психолого-педагогическая практика продолжает базироваться на позициях онтологического подхода к ценностно-смысловому развитию, ориентированного на очевидную, прямую ориентацию личности на те или иные ценности, соответствующие личной онтологии, взглядам формирующего. В условиях современной России средства онтологического подхода не решают в полной мере остро стоящую проблему трансляции ценностно-смысловых оснований и развития студентов в данной области.

Данная проблема снимается, на наш взгляд, через обращение к методологическому подходу, требования которого состоят в следующем:

· ясность личностных, ценностно-смысловых оснований формирующего. При чем в ходе психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование ценностно-смысловых установок студентов происходит дальнейшее уточнение оснований педагога, его ценностно-смысловое развитие, что связано с диалогичностью педагогического процесса в рамках методологического подхода;

· сопряжение онтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия. Данное требование реализуется нами через обращение к смысловой (онтологической) схеме стратегирования Н.Г. Алексеева. На основании данной схемы мы выделяем следующую схему сопряжения онтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия в рамках методологического подхода.

Методологический подход работает с ценностно-смысловым видением респондента и ориентирован на построение его личной жизненной перспективы, в ходе чего происходит уяснение самим респондентом собственных жизненных установок, прояснение им перспективности такой жизненной позиции и принятие решения о последующем движении по данной жизненной траектории или о необходимости ее изменения. Методологический подход к исследованию и формированию ценностно-смысловых установок студентов предполагает сопряжение проблемы их ценностно-смыслового развития с проблематикой организации субъектом собственного жизненного пути, с проблемой жизненной стратегии личности. По сути, речь идет о постановке и исследовании вопроса о сущности и динамике развития ценностно-смысловых установок в рамках проектирования субъектом индивидуального жизненного пути, поскольку реальная проработка личностных ценностей и смыслов, реальное ценностно-смысловое движение возможно только тогда, когда человек находится в ситуации самоопределения, проектирования собственного жизненного пути.

Исходя из позиций методологического подхода, мы считаем, что ценностно-смысловое развитие студентов может происходить при конструировании в образовательном процессе следующих условий, базовое из которых - включение студентов в деятельность, направленную на самодиагностику, самоисследование и самопроектирование собственной жизненной позиции, своего жизненного пути – в ходе этой деятельности, направленной на саморазвитие студентов в ценностно-смысловом и организационно-деятельностном плане, необходимо конструировать психологические условия следующего уровня:

• Развитие рефлексивности как субъективной способности к исследованию собственной жизни и деятельности, ее процессов.

• Расширение личностного коммуникативного пространства субъекта как способа само- и взаимоэкспертизы его участников.

• Сопряжение ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание, планирование и проектирование способа реализации ценностей.

• Развитие способности к прогнозированию – предвидению результатов и последствий собственной деятельности и возможности их соотнесения с личностными ценностями.

На основании описанных условий нами было сконструирована методика проектирования жизненного пути как одно из средств работы с ценностно-смысловой сферой студентов в рамках методологического подхода. Как показывают наблюдения за процессом деятельности студентов по выполнению методики и анализ полученных ими продуктов и самоотчетов, реализация выделенных нами условий ценностно-смыслового развития студентов в рамках особым образом организованной деятельности, направленной на проектирование студентами собственного жизненного пути, действительно ведет к их ценностно-смысловому развитию:

Страницы: 1 2


Психология и естественные науки
Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология. Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических наруше ...

Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у н ...

Мода есть мода
Мода - 1) популярные, распространенные в данное время в определенной среде вкусы, пристрастия и соответствующие им модели, образцы одежды, мебели, предметов быта, интересы в чтении, кино, театральном искусстве и т.д., 2) непрочная, быстротечная популярность (Краткий словарь современных понятий и терминов.- М., 2000). Что же лежит в осн ...

Категории