Понятие «ощущения»Страница 1
Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение.
«Ничего не бывает в
уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.
Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим
аспектом ощущений служат анализаторы,
которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может быть контактным
(вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс,
под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение, которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический,
и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.
Виды ощущений.
Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:
1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные,
возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);
3) проприорецептивные,
расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные
(осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.
Общая характеристика Нового времени
Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.
В это время идет бурное развитие капитализма, ма ...
Понятие этнопсихологии
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.
Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «п ...
Теоретическая часть. Усвоение правил и норм общения младшими
школьниками.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность с ...
