Понятие «ощущения»Страница 1
Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение.
«Ничего не бывает в
уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.
Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим
аспектом ощущений служат анализаторы,
которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может быть контактным
(вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс,
под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение, которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический,
и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.
Виды ощущений.
Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:
1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные,
возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);
3) проприорецептивные,
расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные
(осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.
Психофизиологическая характеристика скорости
Наиболее важным качеством является скорость – реакция на стимул, которая имеет три составляющих:
o Движение мыслью;
o Движение телом;
o Движения взаимодействия с партнёром.
Скорость – в основном врождённое качество, тренируемое только до 30%. Развитие скоростно-силовых качеств и координации движений стимулирует функцию нервной систе ...
Причины послеродовых психозов
Наблюдение показывает, что матери, страдающие послеродовой депрессией, подвержены повышенному риску развития депрессивного расстройства. Соматические симптомы послеродовой депрессии ослабевают, зато постепенно развиваются признаки нарушения когнитивных функций. Такая симптоматика стабильна в течение длительного периода. Методы множестве ...
Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагностике и начале коррекционной работе может привести к тому, что ребенок оказывается неуспевающим ученико ...