Материалы » Ценностно-смысловое развитие студентов » Карьерные ориентации студентов – психологов

Карьерные ориентации студентов – психологов
Страница 1

В современных социально – экономических условиях особую актуальность приобретают психологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представлены исследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена: формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова, 2001); связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова, 2003); особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения (О.П. Терновская, 2006); динамика карьерных ориентаций личности руководителя (Т.Г. Гнедина, 2006); особенности влияния карьерных ориентаций женщин на воспитание детей (Е.В. Киселева, 2006); карьерные ориентации специалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова, 2007); развитие карьерных ориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационная педагогическая деятельность (А.С. Соколова, 2007).

Одним из важных периодов развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе, когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно - профессионального развития в целом. Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Цель данного исследования – изучение карьерных ориентаций студентов – психологов.

Мы рассматриваем карьерные ориентации с позиции аксиологического подхода как ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя и планируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности (В.А.Чикер, Л.Г. Почебут, 2002).

В эмпирическом исследовании мы ставили перед собой задачу исследования особенностей карьерных ориентаций студентов-психологов. В исследовании принимали участие студенты 1, 3, 5 курсов факультета психологии Уральского государственного педагогического университета, всего 112 человек.

В эмпирическом исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: опросник "Якоря карьеры" Э. Шейна (адаптация В.Э Винокуровой, В.А. Чикер), методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц), методика "Шкала контроля за действием" (Ю.Куль). Для математико-статистической обработки данных использовалась программа SPSS.

Анализируя выборы карьерных ориентаций можно сделать вывод о том, что наиболее выбираемым карьерным якорем на всех курсах является преобладание якоря "стабильность". Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, для человека важно, чтобы события были предсказуемы. По данным исследователей данный якорь является наиболее значимым в обществе, которое на протяжении длительного времени находилось в ситуации кризиса. Возможно, именно данная потребность обусловила выбор государственного, а не коммерческого вуза для получения высшего образования. Также часто выбираемым на 5 курсе является якорь "интеграция стилей жизни". Студенты старших курсов стремятся к интеграции разных сторон своей жизни (семья, карьера, друзья и др.). Возможно, так как, одной из опасностей в работе психолога является синдром эмоционального выгорания, именно баланс разных сторон жизни является моментом профилактики данного явления.

Сопоставляя выборы карьерных ориентаций студентов, можно сделать вывод о том, что студенты 1 курса чаще, чем студенты 3 и 5 курсов выбирают карьерную ориентацию "вызов". Основная ценность данного типа – конкуренция, победа над другими, социальная ситуация рассматривается с позиции "выигрыш - проигрыш". Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами, нынешние первокурсники переживали ситуацию конкуренции (на факультете психологии стабильно высокий конкурс при поступлении), радость победы в ситуации конкуренции, поэтому данный якорь представлен в их выборах. В процессе обучения на факультете психологии студенты узнают о том, что одним из наиболее значимых моментов в работе психолога является не конкуренция, а сотрудничество с коллегами (например, супервизия, ко-терапия, прохождение личной терапии и др.), моменты конкуренции в работе психолога представлены минимально. По другим карьерным ориентациям различий не обнаружено.

Страницы: 1 2


Френсис Бэкон (1561 – 1626)
В средневековье был Роджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся за объективность знания, считал, что основу всех наук должны составлять математика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила». Это английский психолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Свою политичес ...

Имиджевые стратегии личности
Жизнь человека в современном мире характеризуется высоким темпом, значительной сложностью и зачастую непредсказуемостью. Он просто не может избежать различных сложных жизненных ситуаций, они стали неотъемлемым элементом его ежедневной деятельности. Однако требования действительности таковы, что человеку нужно как можно быстрее разрешать ...

Образ г. Екатеринбурга в телевизионном аспекте
Если говорить об образе города, то частично можно обратиться к понятию маркетинга города, а именно к информационному маркетингу. Информационный маркетинг города – это совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения ...

Категории