Материалы » Ценностно-смысловое развитие студентов » Карьерные ориентации студентов – психологов

Карьерные ориентации студентов – психологов
Страница 1

В современных социально – экономических условиях особую актуальность приобретают психологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представлены исследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена: формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова, 2001); связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова, 2003); особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения (О.П. Терновская, 2006); динамика карьерных ориентаций личности руководителя (Т.Г. Гнедина, 2006); особенности влияния карьерных ориентаций женщин на воспитание детей (Е.В. Киселева, 2006); карьерные ориентации специалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова, 2007); развитие карьерных ориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационная педагогическая деятельность (А.С. Соколова, 2007).

Одним из важных периодов развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе, когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно - профессионального развития в целом. Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Цель данного исследования – изучение карьерных ориентаций студентов – психологов.

Мы рассматриваем карьерные ориентации с позиции аксиологического подхода как ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя и планируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности (В.А.Чикер, Л.Г. Почебут, 2002).

В эмпирическом исследовании мы ставили перед собой задачу исследования особенностей карьерных ориентаций студентов-психологов. В исследовании принимали участие студенты 1, 3, 5 курсов факультета психологии Уральского государственного педагогического университета, всего 112 человек.

В эмпирическом исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: опросник "Якоря карьеры" Э. Шейна (адаптация В.Э Винокуровой, В.А. Чикер), методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц), методика "Шкала контроля за действием" (Ю.Куль). Для математико-статистической обработки данных использовалась программа SPSS.

Анализируя выборы карьерных ориентаций можно сделать вывод о том, что наиболее выбираемым карьерным якорем на всех курсах является преобладание якоря "стабильность". Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, для человека важно, чтобы события были предсказуемы. По данным исследователей данный якорь является наиболее значимым в обществе, которое на протяжении длительного времени находилось в ситуации кризиса. Возможно, именно данная потребность обусловила выбор государственного, а не коммерческого вуза для получения высшего образования. Также часто выбираемым на 5 курсе является якорь "интеграция стилей жизни". Студенты старших курсов стремятся к интеграции разных сторон своей жизни (семья, карьера, друзья и др.). Возможно, так как, одной из опасностей в работе психолога является синдром эмоционального выгорания, именно баланс разных сторон жизни является моментом профилактики данного явления.

Сопоставляя выборы карьерных ориентаций студентов, можно сделать вывод о том, что студенты 1 курса чаще, чем студенты 3 и 5 курсов выбирают карьерную ориентацию "вызов". Основная ценность данного типа – конкуренция, победа над другими, социальная ситуация рассматривается с позиции "выигрыш - проигрыш". Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами, нынешние первокурсники переживали ситуацию конкуренции (на факультете психологии стабильно высокий конкурс при поступлении), радость победы в ситуации конкуренции, поэтому данный якорь представлен в их выборах. В процессе обучения на факультете психологии студенты узнают о том, что одним из наиболее значимых моментов в работе психолога является не конкуренция, а сотрудничество с коллегами (например, супервизия, ко-терапия, прохождение личной терапии и др.), моменты конкуренции в работе психолога представлены минимально. По другим карьерным ориентациям различий не обнаружено.

Страницы: 1 2


Предупреждение конфликтов
Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности !", тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки". Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, выше ...

Экспериментальные методы
Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют ...

Психофизиологическая характеристика гибкости
Определенное значение имеет гибкость – амплитуда движения конечностей и частей тела. Тренировка этого двигательного качества улучшает функцию и подвижность суставов, предотвращает развитие их заболеваний. При упражнениях на гибкость эффективным воздействиям подвергаются мышцы, сухожилия, связки, суставные хрящи, сумки. Активизируется пе ...

Категории