Материалы » Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе » Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Страница 1

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических закономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на этих исследованиях. Позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.

В онтогенезе с самого начала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждой стадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии сами процессы развития в онто – и филогенезе имеют разную направленность: развитие в филогенезе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психики. Антиципирующий эффект развития достигается за счет закономерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленным на цель развитием – как реализация определенной видотипичной программы.

Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем – обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.

В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуального развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем развитии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду.

В подходах Ж. Пиаже и Х. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект – среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический механизм (система психических процессов и способ их организации), а во-вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточно адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадии развития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной для данного филогенетического уровня. Таким образом, особенности онтогенетической стадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторять особенности тех же самых или других онтогенетических стадий (а тем более «взрослого» уровня развития других филогенетических стадий).

В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека.

Страницы: 1 2


Физическая среда конфликта
Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство. На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо осв ...

Вербальное общение в процессе беседы
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а психологу понять его, является так называемый «Вы-подход» — изучение челов ...

Разговор детей вслух с самим собой
Джош один в своей комнате; он собирает головоломку из отдельных элементов. Если мы последим за ним, то услышим, как он говорит, обращаясь сам к себе: "Этот не подходит. Где же круглый? Нет, этот не годится. Он слишком большой. А этот маленький . " Было замечено, что в возрасте от 4 до 8 лет дети, если им не мешать, разговарива ...

Категории