Материалы » Природа и психологические особенности конфликта » Психологическая сущность переговорного процесса

Психологическая сущность переговорного процесса
Страница 2

Разрешению конфликта способствуют методы переговоров, которые подразделяются по отношению к ним на следующие типы:

Ø мягкий,

Ø жесткий,

Ø принципиальный.

Мягкий метод предполагает уступки; жесткий — состязание воли, проявление власти; принципиальный — объединяет и то и другое, решая проблемы по существу и давая оптимальную возможность достижения цели для общего блага[4].

Сотрудникам необходимо быть терпимыми и тактичными друг к другу, не проявлять неприязни. Руководителю не рекомендуется открыто выражать свое личное мнение о подчиненном, даже если высказываются претензии на работе. В коллективе оценивается только сделанное, поступок, нарушение. Делая замечание, нельзя апеллировать к личным качествам, следует уважать человеческое достоинство, как бы ни был руководитель раздражен неуместным поведением сотрудника. Несправедливость, ошибка, отсутствие четких критериев оценки работы по конечному результату — вот благодатная почва для конфликта.

Нередко к конфликту ведет противоречивость характера человека неоднозначность восприятия причин собственного поведения. В чем-то преуспев, он склонен расценивать это как личную заслугу, как следствие своих достоинств. При неудаче же непременно возложит вину на другого, на неблагоприятные жизненные обстоятельства и т.д. Успех же других он объяснит сопутствующими тому благоприятными обстоятельствами, а причину неудачи — их негативными личными качествами.

Нельзя считать, что конфликт неуправляем. Тот, кто так думает и пускает дело на самотек, сам невольно способствует тому, чтобы конфликт разгорелся, вовлекая новых участников.

Многое зависит и от поведения людей во время конфликта. К примеру, если обсуждение вопроса чревато серьезными разногласиями, можно воздержаться от разговора, перенести его — такое отклонение от конфликта вполне разумно, или попытаться сгладить конфликт, если он уже возник, не выпускать наружу зависть, досаду, возбуждение. Сдержанность при конфликте быстро разряжает обстановку. Жесткое, неуступчивое поведение человека во время конфликта неуспешно для каждого из спорящих сторон. Более продуктивны мягкость, уступчивость, попытка определить безболезненные точки соприкосновения, найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Погасить конфликт может сам руководитель, путем принуждения выполнить его требование или принять его точку зрения. Конечно, не всегда этот прием может дать результат, но там, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными, он вполне оправдай.

Можно пойти на компромисс, это также стабилизует обстановку, не полностью, а хотя бы частично принять мнение другой стороны, чего-то добиться и для себя. И уж, конечно, не следует считать свое мнение самым верным. Признание различий во мнении и готовность ознакомиться с другими точками зрения помогают выбрать результат решения проблемы.

Иногда срабатывает такой прием, как переключение разговора от конфликтного к другому вопросу. Нежелательно расширять предмет конфликта, да и самому обвиняющему необходимо предложить позитивное решение. Не должно быть категоричной формы, претензий, личных оскорблений.

Положительные результаты зависят от культуры ведения переговоров, от умелой подготовки к ним. В литературе переговоры классифицируются в зависимости от целей, которые ставят перед собой участники. Они могут быть направлены на:

Ø погашение противостояния;

Ø изменение существующих отношений;

Ø перераспределение прав и обязанностей в связи с изменившимися условиями;

Ø достижение нового соглашения.

Возможно и получение побочных результатов, которые могут и не быть целью переговоров.

Основная функция переговоров — это совместное обсуждение вопроса и принятие решения, устраивающего участников. Принятое решение может быть конструктивным, изменяющим ситуацию к лучшему, деструктивным, ухудшающим взаимоотношения, ничего нового не создающим, и умиротворяющим, не содержащим конкретных обязательств.

Другая функция переговоров — информационная, состоящая в обмене мнениями сторон без принятия конкретного решения. Информация может быть ознакомительной, содержать сведения об интересах и мнениях участников, что необходимо для осуществления первых контактов, и справочной — для взаимного контроля за выполнением принятых обязательств.

Страницы: 1 2 3


Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкр ...

Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника
Родительско-детские отношения с точки зрения ребёнка-дошкольника изучались с помощью методики “Рисунок семьи”. Результаты анализа детских рисунков представлены в таблице 2.2. Таблица 2.2. Характеристика родительско-детских отношений на основании рисунка семьи Критерии оценки рисунка % детей у которых выявлены данные показатели ...

Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте
Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой - обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовите ...

Категории