Материалы » Особенности Я-образа у подростков » Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков

Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков
Страница 1

Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека.

Выявлено, что, чем лучше подростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другого человека. Однако, тех одноклассников, которых подростки выбирали как сверстников, к которым они относятся хорошо, они понимают лучше, чем тех, к которым высказывали отрицательное отношение. И в том и в другом случае на адекватность образа Я и образа сверстника влияют как эмоциональный, так и мотивационный компоненты. Исключение из анализа одного из них приводит к искаженной реконструкции картины условий, при которых понимание себя и понимание другого человека происходит наиболее полно и адекватно.

На адекватность образа «Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых наличествует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии - адекватность образа «Я» ниже.

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе [8;46].

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.

Страницы: 1 2


Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными качествами операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах К.К. Платонова, В.Л. Марищука, В.В. Суворовой, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина (2005) и др. Значительная час ...

Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов
В исследованиях инвалидов по зрению показана значительная роль речи в их жизни. В работах предшественников основной акцент делался на значении речи для восприятия незрячими окружающего мира. Отражение в речевой продукции лиц, лишившихся зрения, процессов совладания с этой психотравмирующей ситуацией не изучалось. Не обнаружено также исс ...

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие у ...

Категории