Структура личности по Э. Берну
Страница 2

рис.1 рис.2

Различные системы личности реагируют на разные стимулы по-разному – точно так же, как это делают мозг и организм. Экстеропсихе критично, оно склонно имитировать и навязывать заимствованные стандарты. Неопсихе преимущественно занято преобразованием стимулов в информацию и обработкой это информации на основе предшествующего опыта. Археопсихе склонно реагировать более неожиданно на основе предлогического мышления и слабо дифференцированных или искаженных принципах. В сущности, каждый из этих аспектов воспринимает окружение по-разному, в соответствии со своими функциями, и по-разному реагирует на стимулы.

Смены состояний Эго, которые можно легко наблюдать не только у пациентов, но и у здоровых людей, можно объяснить с привлечением концепции психической энергии, или катексиса, на основе принципа, что в каждый данный момент заряженное психической энергией (катектизированное) состояние Эго обладает исполнительной властью. Катексис перетекает от Ребенка к Взрослому и наоборот, такая концепция или метафора предполагает наличие границы между двумя этими состояниями Эго.

Каждое состояние Эго есть нечто самостоятельное, каким-то образом отграниченное от остальной психической сущности, включающей другие состояния Эго, существовавшие когда-то давно, или всего несколько мгновений назад, или действующие одновременно. Наиболее удобный и, возможно, наиболее точный способ выразить это заключается в утверждении, что каждое состояние Эго обладает границами, отделяющими его от остальных состояний.

Границы состояний Эго в большинстве случаев рассматриваются как полупроницаемые. Они относительно непроницаемы для связанного и несвязанного катексиса, в то время как свободный катексис относительно легко переходит от одного состояния Эго к другому.

Следует отметить, что Родитель существует в двух формах, прямой и косвенной: как активное состояние Я и как влияние. Когда он непосредственно активен, человек поступает так, как поступили бы его собственный отец (мать): «Делай, как я». Когда Родитель осуществляет косвенное влияние, человек поступает так, как ожидали от него родители «Не делай, как я делаю, делай, как я говорю». В первом случае человек сам становится как бы своим родителем; во втором – он приспосабливается к их требованиям.

Ребенок также существует в двух формах: как приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок меняет свое поведение под Родительским влиянием. Он ведет себя так, как требует его отец (мать): например, слушая их во всем или не по летам самостоятельно. Уход в себя или слезы – тоже один из способов приспособления. Таким образом, влияние Родителя является причиной, а приспособившийся Ребенок - следствием. Естественный Ребенок выражает себя спонтанно: например, непослушанием или творчеством. Подтверждение структурного анализа можно наблюдать в случаях алкогольного опьянения. Обычно первым отключается Родитель, и тогда приспособившийся Ребенок освобождается от Родительского влияния и преобразуется в Ребенка естественного.

Структурный и функциональный анализ по Берну можно представить в виде следующих схем:

Структурный анализ Функциональный анализ

Более подробно содержание Эго-состояния и способа функционирования Эго-состояния представлено в следующей таблице:

Эго-состояние

Структурный анализ (содержание Эго-состояния)

Функциональный анализ (способ функционирования эго-состояния)

Ребенок (Дитя)

Ребенок в Ребенке

Изначальное ощущение себя младенцем

Функции Ребенка: натуральность, интимность, азарт, вовлеченность, интерес, спонтанность, принуждение и т. п.

Взрослый в Ребенке

«Маленький профессор»

Свободный Ребенок

Позитивный: спонтанность, импульсивность, независимость.

Негативный: эгоцентричность, отрицание общепринятых норм и правил.

Родитель в Ребенке

Ранний невербальный уровень восприятия и усвоения родительских форм поведения

Адаптированный Ребенок

Позитивный: следует правилам и нормам, что экономит энергию в достижениях и способствует поддержке хороших отношений с другими людьми.

Взрослый

Взрослый

Взрослый

Наблюдение, познание внешнего мира, рациональность, анализ.

Родитель

Родитель Родителя

Заботливый Родитель (Воспитывающий)

Функции: забота, поддержка, защита.

Позитивный: поддержка.

Негативный: игнорирование желаний другого, отсутствие доверия.

Взрослый в Родителе

Контролирующий Родитель

Функции: контроль, критика, запрет, доминирование.

Позитивный: защита и покровительство.

Негативный: игнорирование, деструктивная критика.

Ребенок в Родителе

Страницы: 1 2 3


Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется неза ...

Понятие семьи
Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Для человека семья — главный и основной к ...

Развитие речи в развитии мышления ребенка
Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овлад ...

Категории