Технология оздоровления детей посредством искусства
Страница 2

В среднем школьном и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность в самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этом возрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этих потребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционной работы.

Используя арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, при организации занятий рисуночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды и т.д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлением агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также привести к травматизму ребенка.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсорной координаты и контроля за выполнением действия. Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.

Детям эмоционально зажатым, фруструированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

Е.Крамер (1975) определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во время проведения коррекционных мероприятий:

- деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, бросает карандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т.д.):

- стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, предметов, действий;

- создание графических пиктограмм, рисунков предметов, не отражающих в полной мере создаваемого образа;

- создание художественных образов, в полной мере отражающих содержание реальных предметов.

Последовательность этих способов художественного творчества отражает последовательность позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. Это позволяет педагогу использовать указанные способы как показатель продвижения ребенка к коррекционным целям и своевременно вносить необходимые изменения в коррекционную работу.

Страницы: 1 2 3


Языковые детерминанты личности
Все испытуемые в среднем дают 11-12 высказываний субъективного и объективного характера относительно своего «Я». В их содержание входят параметры, которые можно подразделить на основные категориальные группы: социальные параметры (социальный и семейный статус, место проживания), возрастные параметры (возраст), гендерные (пол), отнесение ...

Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может быть открытой, общественной, как например, ...

Проблема нравственного выбора в ранней юности.
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы об­ращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками являются реальные, многообразные и сложные человеческие отно­шения, научная и популярная, художественная литература, ...

Категории