Материалы » Роль и значение сновидений в психической жизни индивида » Основные теории сноведений. Анализ теории сновидений З. Фрейда

Основные теории сноведений. Анализ теории сновидений З. Фрейда
Страница 1

В работе «Толкование сновидений» Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела»[1].

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют необработанный материал сна, как то:

- физические раздражители,

- дневные переживания,

- разного рода мечты, с тем чтобы все это было воспроизведено в реальном сновидении.

Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.

Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание.

Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения – это процессы:

- сгущения

- смещения (главное средство искажения сновидения)

- отбора

- искажения

- трансформации

- перестановки

- перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию. Не все сновидения имеют сексуальное содержание или происходят от сексуальных мотиваций. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.

В 1932 году Фрейд написал ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в которых он пересматривает теорию сновидений[2] Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов[3], что и определило его взгляды.

Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению. Он поводил полную аналогию между построением сновидений и невротических симптомов, и считал, что процесс выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового.

Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т.е., намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.). Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.

Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».

Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает»[4].

Страницы: 1 2 3


Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно ск ...

Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и ...

Я-система
Тревога – это одно из тех чувств, которое может передаваться; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасн ...

Категории