Материалы » Психология дошкольника » Ведущая деятельность дошкольника

Ведущая деятельность дошкольника
Страница 1

Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность.

Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра оказывает большое влияние и на интеллектуальное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка.

Именно в игре поведение ребенка впервые превращается из полевого в ролевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.

Игра всегда подразумевает общение и взаимодействие между партнерами или группами партнеров, которые свободны в своем творческом самовыражении. В игре ребенок совершенно свободен и поэтому не копирует поведение людей, а вносит даже в подражательные действия нечто свое оригинальное и неповторимое.

Аверин В.А. считает, что сюжетно-ролевая игра имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Она предполагает определенный сюжет и роли взрослых, которые дети обыгрывают. Мы можем проследить, чем отличаются игры старших дошкольников от игр их младших товарищей.

Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению, являющимся одним из важнейших новообразований дошкольного возраста.

Воображение — способность к перекомбинированию образов, позволяющая ребенку строить и создавать что-то новое оригинальное, чего раньше в его опыте не было и заключающаяся в своеобразном «отлете» от действительности. Дошкольник создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в нем.

Вторым новообразованием дошкольного возраста является произвольное поведение, т.е. поведение, опосредованное нормами и правилами. Овладевая и управляя своим поведением, ребенок сравнивает его с образом, который становится образцом. Сравнение с образцом есть осознание своего поведения.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания также является одним из главных новообразований, характерных для старшего дошкольного возраста. Ребенок осознает свои действия, поступки, внутренние переживания, определяет свое место в системе отношений с другими людьми.

Все основные психические новообразования данного возраста: воображение, произвольное поведение, осознание своего поведения и начало личного самосознания складываются, проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника.

Страницы: 1 2


Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...

Организация работы. Контракт о супервизии.
2.1.1 Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств. 2.1.2 В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизантам сведения о своем образовании, теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии. 2.1.3 Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уде ...

Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя
В отечественной психологии сложились разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя[1]. Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой ...

Категории