Материалы » Процесс восприятия » Возможные ошибки и искажения при восприятии

Возможные ошибки и искажения при восприятии
Страница 1

Стереотипизация

широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и ориги­нального явления к определенному стереотипу и, соответствен­но, упрощенному представлению об этом явлении она помогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым об­легчить процесс познания. Но в то же время она зачастую при­водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответству­ют явлению уже потому, что они отражают усредненное воспри­ятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют ус­редненному явлению. В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожи­дания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права че­ловека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характе­ристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобще­ние может приводить в целом, как к позитивному, так и негатив­ному восприятию явления, что может совершенно не соответ­ствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при вос­приятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характе­ра или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же, как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека мо­жет играть сильную негативную роль во взаимодействии челове­ка и организационного окружения. В частности, он может ока­зывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представ­ление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель. Часто данная особенность воспри­ятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оце­ниваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зре­ния руководства.

К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, пе­реживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соот­ветствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные дей­ствия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению. Нега­тивным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружаю­щие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с орга­низационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно рабо­тают. Это же может быть далеким от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачас­тую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находит­ся в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприя­тия, даже если оно и не соответствует действительности, но мо­жет приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведении человека-первое впечатление может способствовать более быст­рому и легкому вхождению в организационное окружение и ус­коренному установлению нормального взаимодействия между человеком и "окружением. Поэтому для нового члена организа­ции очень важно правильно провести свой первый контакт с орга­низацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить нео­правданные ожидания.

Страницы: 1 2


Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков
Говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитыва ...

Семантический эксперимент психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой и возможности психодиагностики умственно отсталых детей
Перспективным представляется использование семантического эксперимента, разработанного в рамках психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой. Он позволяет исследовать особенности "очеловечивания, обживания" (В.П. Зинченко), наполнения внутренним смысловым содержанием объектов, явлений и ситуаций окружающего мира умственно ...

Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребено ...

Категории