Познание и сознаниеСтраница 3
В-пятых, возможно сохранение исходной концепции за счет внесения в нее некоторых уточнений и видоизменений («Этот малиновый лебедь не ест сыр. Опыт показывает, что моя концепция к таким лебедям неприменима»).
И только исчерпав все возможности защитить свою позицию, сознание оказывается вынуждено заняться ее «капитальным ремонтом» или даже полной перестройкой. Для этого ему потребуется обратиться к своему базовому содержанию, подвергнуть его анализу и реорганизовать систему своих позитивных и негативных выборов.
Итак, сознание выступает как один из главных механизмов познавательной деятельности человека. Оно выполняет целый ряд действий, без которых рост знаний был бы невозможен:
маркирует (отмечает) случайно найденные мозгом решения задач и строит на них догадки о мире;
формирует модели, концепции, правила понимания действительности;
сличает их с поступающей новой информацией и проводит проверку соответствия между вытекающими из них ожиданиями и новой информацией;
защищает свои догадки-гипотезы до тех пор, пока это возможно, обеспечивая этим устойчивость знаний;
устанавливает критерии соответствия между ожиданиями и их выполнением;
в случае необходимости корректирует и трансформирует гипотезы о мире и осуществляет новый их выбор.
Проблема
воздействия информационной среды на ребенка
В настоящее время в детской субкультуре происходят изменения, вызывающие растущую озабоченность специалистов, например, психологами многих стран и отечественными специалистами отмечается деградация традиционной детской игры, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка [Григорьев, 1994; Менджерицкая, 198 ...
Становление эмоционально-когнитивных связей
Построение модели психологического здоровья наталкивается на методологические трудности. Даже определение его легче поддается средствам негативной терминологии, например, мы можем вывести, что условием психологического здоровья будет отсутствие внутриличностных барьеров к самоосуществлению. В противном случае в определениях обозначается ...
Билингвизм
Язык - это не только средство коммуникации, но и символ социальной или групповой идентичности человека. В речи человека находят свое отражение установки и ценности той культуры, к которой он принадлежит. Процесс, проходимый ребенком, растущим среди носителей двух языков и становящимся билингвом, носит одновременно и лингвистический, и с ...