Материалы » Методы психологии » Методы исследования в современной психологии

Методы исследования в современной психологии
Страница 6

Понятие “метод психологического исследования” может быть употреблено и в значении специаль­ной методики решения конкретной научной пси­хологической проблемы. В этих конкретных ме­тодиках, разумеется, реализуются методологиче­ские принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего ха­рактером той научной задачи, которая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических методик, используемых современной психологией, чрезвычайно велик. Формы, которые они принимают, также весьма разнообразны и определяются своеобразием области психологии и проблемы, которая потре­бовала данного приема изучения, т. е. конкретной методики.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие черты, свой­ственные большинству конкретных психологических методик. Покажем это на примере исследования, задачей которого яви­лось изучение возрастных различий устойчивости внимания нор­мальных и умственно отсталых детей (олигофренов).

Исследование распадается, как правило, на четыре этапа. Первый этап—подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные све­дения (используют наблюдение во время учебных занятий и трудовой деятельности, в быту, в ходе преднамеренно органи­зованных бесед, иногда применяют анкету со специально подоб­ранными вопросами, выявляют биографические данные, соби­рают анамнез, т. е. описывают условия, предшествующие воз­никновению исследуемого факта, и т. п.).

В рассматриваемом исследовании наблюдали устойчивость внимания (т. е. выполнение заданного действия без явных ошибок и отвлечении) у нормальных детей и детей с врожденными недостатками в работе мозга, обучавшихся во вспомогательных школах. Эти наблюдения производились в различной обстановке и сопровождались сбором дополнительных сведений. Как правило, в результате подготовительного этапа исследователь начинает ориентироваться в материале, устанавливает необходимые контакты с испы­туемым, а главное, у экспериментатора начинает складываться гипотеза о сущности изучаемых психологических фактов, которая должна быть прове­рена и подтверждена в ходе дальнейшего изучения. В данном исследовании такой гипотезой явилось предположение о том, что устойчивость внимания у нормальных детей и умственно отсталых детей различается не столько коли­чественно, сколько качественно.

Второй этап — собственно экспериментальный — реализует конкретную методику исследования и, в свою очередь, распада­ется на ряд последовательно включаемых звеньев — экспери­ментальных серий.

В рассматриваемом исследовании такой методикой являлась так назы­ваемая корректурная проба — испытуемые должны были на типографски от­печатанной странице, состоящей из хаотического набора букв, просматривать строчку за строчкой, вычеркивая буквы “с” и “в”. При этом применялся поминутный контроль — каждую минуту подавался сигнал и испытуемый должен был ставить галочку над той буквой, которую он в эту секунду про­сматривал. Таким образом, можно было точно регистрировать количество строк и букв, просматриваемых за минуту, а также количество сделанных ошибок. Такова была первая серия, в ходе которой выяснилось, что олигофрены хотя и отстают от нормальных детей в количестве просмотренных строк и делают больше ошибок, однако эти различия не являются столь уж существенными. Вторая серия заключалась в том, что при сохранении той же инструкции (вычеркивать “с” и “в”) все испытуемые получили осмысленный текст — небольшой рассказ. При этом выяснилось, что нормальные школьни­ки (пятиклассники) делают больше ошибок, чем олигофрены. Этот, казалось бы, парадоксальный факт объясняется следующим образом: нормальные дети не могли удержаться от того, чтобы не прочитать текст, и, отвлекаясь, дела­ли ошибки, а олигофрены таким “соблазнам” не были подвержены. За вто­рой следовали третья, четвертая, пятая серии, в результате которых были получены новые данные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
1. обучение участников анализу реальных ситуации;2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;4. учит преодолевать приверженность старым образцам;5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;6. развивает умени ...

Возможности регуляции психических и физиологических параметров человека с помощью потребления воды разной степени биогенности
В рамках настоящего исследования была поставлена следующая цель: экспериментально изучить воздействие воды разной степени биогенности на психические и физиологические показатели человека, и разработаны следующие задачи: теоретический анализ свойств воды и влияния на нее сторонних факторов, биополя человека и его связи с эмоциональной сф ...

Ситуационный подход
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами усп ...

Категории