Материалы » Зеркальный перенос » Феномен переноса в психоанализе

Феномен переноса в психоанализе
Страница 1

«Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом значении «перенос» представляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом:

- своего жизненного опыта (в том числе опыта общения, моделей поведения, привычек и т.п.),

- реакций в связи с теми ассоциациями, которые вызывает личность консультанта,

- своих мыслей и ожиданий от консультанта и всего консультативного процесса (положительных и отрицательных). [2, с.98]

Взгляды Фрейда на перенос

Зигмунду Фрейду принадлежит честь называться первооткрывателем феномена переноса в психоанализе. Исходя из своего практического опыта, Фрейд пришел к выводу, что неудовлетворенные или вытесненные желания, существовавшие в прошлом, имеют тенденцию переноситься на новый объект, а именно на аналитика. Со временем, Фрейд заключил, что в явлении переноса есть много положительных сторон, облегчающих лечебный процесс. [12, c. 88]. Перенос возвращает к жизни вытесненные детские желания и переживания и тем самым позволяет подойти к ядру невроза.[21, c.112]

Продолжая изучать феномен переноса, Фрейд все больше утверждался во мнении, что перенос необходим для успешного психоаналитического лечения. Психоанализ не помогал пациентам, у которых не мог сформироваться перенос. Реакции переноса были характерны для неврозов, относящихся к конверсионной истерии, фобиям и неврозу навязчивых состояний. Эти три формы невроза подвергались психоаналитическому лечению, поэтому Фрейд их назвал неврозами, создающими перенос.

С другой стороны, ему казалось, что перенос препятствует быстрому излечению; в процессе анализа первичный невроз трансформировался в новый тип невроза, названный им неврозом переноса. Иными словами, пациент привязывался к аналитику, и эта зависимость мешала ему брать на себя ответственность за свои поступки. Вместе с тем излечение невроза означало окончание зависимости от аналитика, поэтому такое нежелание пациента свидетельствовало о бессознательном отказе от лечения невроза. Таким образом, перенос оказывал сопротивление лечебному процессу.

А скрытые за переносом мотивы казались Фрейду совершенно ясными. Исполнение просьб и желаний, ожидаемое пациентом от аналитика, в действительности является повторением ущемленных потребностей и конфликтов, характерных для раннего детства. В отношении к аналитику у пациента повторяется и оживает любовь, ненависть, агрессия и фрустрация, которые он испытал, будучи ребенком, по отношению к своим родителям. Поэтому интерпретация поведения и фантазий переноса показывает пациенту, что его любовь или ненависть к аналитику не являются реальными или базовыми, что его чувства возникли не сегодня, в процессе анализа, а повторяют его переживания в прошлом, в основном – переживания раннего детства. [19, c.54]

Фрейдом была создана ясная, логически построенная теория переноса: переживания раннего детства переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые появляются в процессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций, впервые возникших в детском возрасте. Одновременно мы приобретаем метод работы с переносом: интерпретацию мотиваций с целью превращение повторений в воспоминания. В этом случае важное значение имеет принцип абстиненции, запрещающий аналитику любое проявление эмоций. Метод лечения логически вытекает из теории Фрейда о структуре психики и наличия феномена переноса.[25,c. 18-21]

Для понимания явления переноса необходимо рассмотреть два открытия Фрейда, которые легли в основу открытия явления переноса.

1. Теория шаблонов.

С раннего детства люди устанавливают определенные стереотипы, или шаблоны (паттерны), под которые подгоняется восприятие других людей, ожиданий и собственных реакций. Опыт предыдущих отношений часто становится своеобразным «прокрустовым ложем», и все будущие отношения, а в особенности самые важные, подгоняются под установившийся стереотип.

2. Вынужденное повторение.

У людей есть потребность создавать повторяющиеся проигрыши ситуаций и отношений, которые были особенно затруднительными или проблематичными в ранние годы жизни. На первый взгляд, все выглядит так, как если бы человек пытался снова и снова организовать счастливый конец какой-нибудь предшествующей ситуации, которая когда-то закончилась неудачно. Но это ему снова и снова не удается. Фрейд считал, что боль, причиненная первоначальной ситуацией, фиксируется и заставляет человека периодически приводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почему получается именно так.

Страницы: 1 2


Управление конфликтами
Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. Решение конфлик ...

Влияние субкультуры и неформальных сообществ на образ жизни современной молодежи
Сегодня существует целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, которые вызывают бурные споры. На государственном уровне проблемам молодежной среды уделяется недостаточно внимания. В следствии чего, молодежь ищет поддержку со стороны неформальных групп, которые зачастую могут пагубно ...

Процедура исследования
Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника (Приложение 1), бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы ...

Категории