Материалы » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии.

Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии.
Страница 1

В теории Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту [22]. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств формирует определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями, которые препятствуют психологическому росту личности, являются органическая неполноценность, избалованность или отверженность. Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе.

Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что те дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверх компенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени. Избалованные или «испорченные» дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие делали всё за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они могут начать выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них обычно чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют. Отверженность – третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребёнка. Нежеланный или отвергнутый ребёнок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти чувства. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих. Они могут, выросши, стать холодными и жестокими.

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. Накопление успеха, престижа и похвал становится более важным, чем конкретные достижения. Такие индивидуумы не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведёт их к чувству поражения. «Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе».

Адлер говорил о детях, которые начинали воровать из чувства превосходства. Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь не пойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.

Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни. Следовательно, девиантное поведение, по Адлеру — это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности [22, стр. 81].

Адлер в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному (агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления (агрессивным путем) органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду; « .неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса». В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов последний, по мнению Адлера, всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт есть способ преодоления (препятствий, преград на пути к цели, витальным потребностям) и, следовательно, адаптации.

Страницы: 1 2


История учений о характере
Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука), предмет которой характер. Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его прояв ...

Влияние означающего на означаемое
Влияние означающего на означаемое рассматривается в работах постфрейдистского направления; основой данного исследования стали труды Жака Лакана. По Ж. Лакану, суть означаемого – это явление, суть означающего – это обозначение явления через средства языка. «Другой» (с большой буквы) – это означающий, то есть другой человек, субъект, кото ...

Философские истоки концептуальный психотерапии
В своей весьма своевременной, и как его в Штатах окрестили «провокационной», статье «Лингвистическая феноменология путей познания и его применение в исследовании психотерапии и в интеграции психотерапии» R. Elliott (Elliott, 2008) настаивает на том, что психотерапевты-специалисты должны усовершенствоваться не только в методах клиническо ...

Категории