Материалы » Воображение у дошкольников » Общая характеристика воображения

Общая характеристика воображения
Страница 2

Когда учитель рассказывает урок или читает отрывки из литературных произведений, где описаны исторические события, дети часто не могут правильно вообразить эти явления. Исторические факты они воспроизводят в соответствии с современными представлениями и знаниями. Так, слушая рассказ учителя о Куликовской битве, учащиеся подают иногда реплики типа: "Надо было бить Мамая из пулемета". Дети, никогда не видевшие настоящих высоких гор, с большим трудом представляют по описанию их подлинную высоту. Часто учащиеся 2 класса, даже после просмотра картин с горными пейзажами, сравнивают высоту гор, изображенных на картинах, с одно - или двухэтажными домами.

Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не только ясно и точно, но и эмоционально рассказывать о нем. Тогда у детей возникнут живые образы, правильно отражающие это новое.

Наглядный материал на уроке помогает школьникам уточнить и уяснить то новое, что они узнали из учебника или рассказа учителя. Изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения - воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

Значительно лучше представляют себе учащиеся новый материал в тех случаях, когда перед ними ставят конкретные задачи: нарисовать или сконструировать ту или иную вещь, которая известна учащимся только по описанию в книге или по рассказу учителя в классе. Такая практическая деятельность учащихся, кроме того, хорошее средство проверки представлений, которые сформировались у детей на основе работы воссоздающего возражения.

От воссоздающего воображения надо отличать творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых. закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.

Как уже видно из всего того, что сказано выше, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. В нашу задачу здесь не входит дать сколько-нибудь полное описание состава этого процесса. Это потребовало бы очень длинного психологического анализа, который сейчас не может интересовать нас, но для того чтобы дать представление о сложности этой деятельности, мы остановимся очень кратко на некоторых моментах, входящих в состав этого процесса. Всякая деятельность воображения имеет всегда очень длинную историю. То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода.

В самом начале процесса, как мы уже знаем, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки это го материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребено ...

Познавательные возможности слепых
Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), м ...

Структура и свойства характера
Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся в таки ...

Категории