Характеристика младшего школьного возрастаСтраница 3
«Способности младшего школьника позволяют предъявлять ему двигательную деятельность по полной ориентировочной основе, где последовательно выделяются ориентиры мотива, целей, содержания, условий, специфических познавательных действий и свойств субъектности: 1) жизнедеятельности (как уровень физического развития), 2) деятельности (индивидуальный стиль движений), 3) общения (коммуникации, децентрации и персонализации) и 4) самосознания».
Мы предлагаем измерять субъектность жизнедеятельности тестовыми упражнениями, исходя из требований конкретного движения, которое предъявляется ребенку к освоению. Так, для выяснения возможностей ребенка к быстрому передвижению можно ему предложить пробежать 10 м на одной ноге.
Мы определяем субъектность деятельности по содержанию владения пространством разными способами, отыскивая индивидуальные свойства движений. Обычно быстро выясняется почерк движений, который чаще характеризуется наличием дополнительных движений в несущественных частях движения. Определение индивидуального стиля организации двигательной деятельности осуществляется с большим трудом и, в основном, относится к определению уровня владения движением в соответствии с его физическими возможностями.
Субъектность общения проявляется ребенком в его игровой деятельности. Переходя от ролевых к играм «По правилам», младший школьник усложняет свои средства общения. Он применяет самые разные формы общения: формы обращения к другому, формы запроса помощи, формы запроса сведений по игре, формы диалога-спора по распределению ролей или игровых средств, формы соперничества, формы сотрудничества, формы рефлексии, идентификации и эмпатии состояния другого и т.д.
Субъектность самосознания младшего школьника проявляется уже по всем разновидностям. К тем видам, которые проявились в предыдущие возрастные периоды («Я действующий», «Я идеальный». «Я реальный») появляется — «Я фантастический». К тому же первые три окрашиваются новыми приобретениями. «Я действующий» становится полноценным в виду возможности анализировать все виды деятельности, «Я идеальный» и «Я реальный» — образ становится более уточненный за счет возможного самоанализа и самооценки. Образ «Я фантастический», в виду возможностей ребенка выделять типические свойства личности, приобретает почти взрослый вид.
«Новые психологические приобретения ребенка с помощью двигательной деятельности непрерывно «раздвигают» горизонт двигательной деятельности. Ребенок приходит в соприкосновение с все большим количеством вещей и явлений и встречается со знакомыми вещами и явлениями на новый лад, становится способным освоить множество сложных движений, приобретает новые свойства своей работоспособности, становится принимаемым другими. Развивая собственную субъектность, ребенок проходит все стадии становления личности».
Таким образом, ребенок от рождения до школы проходит стадии психического отражения действительности под непрерывным созидающим воздействием становления и развития собственной двигательной деятельности, от ориентировки в рефлекторном поле непосредственного реагирования новорожденного, ориентировки в сенсорном поле двигательной активности младенца, ориентировки в перцептивном поле предметной двигательной деятельности ребенка раннего детства, ориентировки в метафорическом интеллектуальном поле двигательной деятельности младшего школьника, ориентировки в образном интеллектуальном поле дошкольника к ориентировке в личностно-смысловом, сознательном поле двигательной деятельности младшего школьника.
Конфликт=конфликтная ситуация +инцидент
Таким образом, можно сформулировать признаки
конфликта:
- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
- неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения сво ...
Речевые функции полушарий
Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реакций связано с функцией доминирующего, речевого полушария. Клинические данные, полученные при изучении поражений мозга, а также результаты электрической стимуляции структур мозга во время операций на мозге позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для сп ...
Исследование карьерных достижений
Столь широкое изучение проблем карьеры привело к тому, что негативный оттенок понятия "карьера" стал исчезать. Понятие «карьера» многозначно в психологической литературе. Наше видение построения успешной карьеры определяется как взаимовлияние профессиональной и временной компетентности, и наличием (или отсутствием) определенны ...