Материалы » Жестокость и пагубные пристрастия с позиций психологии » Жестокость - психологический феномен и порок

Жестокость - психологический феномен и порок

Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию.

Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Но, несмотря на это, существует целый ряд определений, который мы постараемся здесь представить.

Бассом было предложено следующее определение, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Опираясь на это определение, можно сказать, что практически любая деятельность человека есть агрессия, ведь даже движения конечностей во время ходьбы, могут быть интерпретированы, излишне эмоциональным наблюдателем, как действия содержащие угрозу.

Однако Зильманн, под агрессией понимает любую попытку нанести другим телесные или физические повреждения. Исходя из этого утверждения, нельзя назвать агрессией, кроме всего прочего, и словесное оскорбление.

В настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Данное определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Однако, на наш взгляд, ни одно из вышеперечисленных определений агрессии полностью не удовлетворяют всей глубине данного феномена. С учетом этого, представляется важным выделить в структуре агрессии жестокость. Это поможет подвести под понятие агрессии некоторые проявления человеческой активности, которые имели черты агрессии, но при этом незаслуженно оставались за рамками многих определений.

На наш взгляд, понятие «жестокость» более узкое и входит в понятие агрессия. В литературе фигурирует следующее определение: жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Это определение может быть подвергнуто той же критике, что и большинство определений агрессии, т.к., если исходить из этого определения, то, например, безразличие к страданиям животных, или же стремление к их причинению, не будет являться жестокостью. Также, жестокостью не будет являться причинение страданий, как людям, так и животным, ведь в этом определении упомянуто только стремление к причинению страданий.

Таким образом, считаем важным предложить следующее определение: жестокость - это поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, входящее в конфликт с общепринятыми в данное время и в данном месте моральными, этическими и законодательными нормами. Конечно, и здесь возникают вопросы, например, о том, что такое общепринятые, моральные, этические и законодательные нормы. На эти вопросы мы надеемся ответить позже, в ходе дальнейших исследований.

Был проведен анализ различных литературных источников по данной теме, для обоснования выделения жестокости в структуре агрессии, как самостоятельного личностно-психологического феномена. Теоретическая значимость заключается в сопоставлении различных взглядов на агрессию и обусловлена отсутствием общепринятого мнения по вопросу о жестокости, а также изобилием трактовок понятия агрессия.

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существует огромное количество определений понятия агрессия. При этом ни одно полностью не удовлетворяет глубине этого феномена. Выделение жестокости в структуре агрессии позволяет подругому взглянуть на саму агрессию. Теперь возможно говорить не только о негативных последствиях агрессии, но и о ее позитивных проявлениях. Для примера смоделируем ситуацию: человек, при осуществлении какой-либо деятельности, проявил вербальную агрессию, в отношении мешающего ему на этом пути объекта. Во-первых, этот человек выделил какую-либо эмоцию (что, иногда, может рассматриваться, как позитивный эффект) и достиг поставленных результатов. Во-вторых, тот объект, скажем человек, испытав, стыд, или радость, также изменил свое душевное состояние.


Проблемы общения вашего ребенка с другими людьми
Некоторые дети не любят контактировать с посторонними людьми Психолог или педагог назвал бы такого малыша замкнутым. Большинству людей — и малышам и взрослым — нравится общаться с другими людьми. Им нравится улыбаться друг другу, говорить друг с другом, то есть получать удовольствие от общения. Большинство младенцев о своем пробуждении ...

Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвя ...

Враждебность
В случае враждебности, человек всегда имеет перед собой определённый объект, к которому испытывает это чувство. Иногда враждебность и агрессивность как бы переплетаются, однако человек может находиться во враждебных отношениях с кем-то, а агрессивности не проявлять. Случается и наоборот, агрессивность возникает без враждебности, к людям ...

Категории