Социально-психологические аспекты алкоголизации населения
В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является алкоголизм, которым в России поражены более 2 миллионов человек и который непосредственно связан с культурой и нормами поведения в обществе. Высокий уровень алкоголизации населения может свидетельствовать о недостаточной эффективности существующих превентивных мер. С нашей точки зрения, теория социальных представлений обладает определенным потенциалом в решении проблем построения успешной системы профилактики, т.к. социальные представления - это своего рода «теории», которые люди вырабатывают посредством коммуникации для объяснения различных объектов или явлений и которые направляют поведение индивидов. Структура представления включает в себя зону ядра и периферию. Ядро как основная часть организует представление и придает ему смысл; а периферическая система обеспечивает защиту представления от изменения и связь его с реальностью.
В этой связи было проведено исследование, целью которого являлось изучение социальных представлений об алкоголизме у молодежи. Объектом исследования стала молодежь в возрасте от 17 до 27 лет, 101 респондент, 59 женщин, 42 мужчины. Предметом исследования стали социальные представления об алкоголизме. Мы исходили из предположения о том, что в зоне ядра представления об алкоголизме будут содержаться понятия, указывающие на личную ответственность человека за возникновение болезни. Метод исследования – опрос. Анкета состояла из двух частей: в первой части респондентам предлагалось написать ассоциации со стимулом «алкоголизм»; во второй - ответить на вопросы о социально-демографических показателях.
Всего респонденты предложили 504 ассоциации со стимулом «алкоголизм», на основе которых был составлен словарь, состоящий из 223 понятий. Самой частой категорией в ассоциациях на алкоголизм является болезнь – 36,6%, затем зависимость – 26,7%, водка – 22,8%, спиртное – 13,9%, бомж и проблемы в семье – по 10,9%. Все остальные категории упоминались менее 10 раз: похмелье, печень, нищета, смерть – по 7,9%; головная боль, безработица – по 6,9%; грязь, слабый характер, запой, неадекватность, проблемы, страх, цирроз печени, безысходность – по 5,9%.
Особенности восприятия образа города студентами-туристами
На сегодняшний день город не изучается как глобальное целостное образование, а изучаются только частные его аспекты, например: организация рекламы на улице, создание памятников и мест отдыха. Часто архитекторами не учитывается фактор целостности среды, и формирование пространства города идёт исходя из прагматических целей и идей целесоо ...
Восприятие человека
Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком ...
Социально-психологические аспекты межкультурной компетентности
В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, поскольку согласно официальной идеологии Советского Союза все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения, связанных с культурными различиями, у них просто не могло возникнуть. Однако с распадом СССР, с па ...