Материалы » Жестокость и пагубные пристрастия с позиций психологии » Социально-психологические аспекты алкоголизации населения

Социально-психологические аспекты алкоголизации населения

В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является алкоголизм, которым в России поражены более 2 миллионов человек и который непосредственно связан с культурой и нормами поведения в обществе. Высокий уровень алкоголизации населения может свидетельствовать о недостаточной эффективности существующих превентивных мер. С нашей точки зрения, теория социальных представлений обладает определенным потенциалом в решении проблем построения успешной системы профилактики, т.к. социальные представления - это своего рода «теории», которые люди вырабатывают посредством коммуникации для объяснения различных объектов или явлений и которые направляют поведение индивидов. Структура представления включает в себя зону ядра и периферию. Ядро как основная часть организует представление и придает ему смысл; а периферическая система обеспечивает защиту представления от изменения и связь его с реальностью.

В этой связи было проведено исследование, целью которого являлось изучение социальных представлений об алкоголизме у молодежи. Объектом исследования стала молодежь в возрасте от 17 до 27 лет, 101 респондент, 59 женщин, 42 мужчины. Предметом исследования стали социальные представления об алкоголизме. Мы исходили из предположения о том, что в зоне ядра представления об алкоголизме будут содержаться понятия, указывающие на личную ответственность человека за возникновение болезни. Метод исследования – опрос. Анкета состояла из двух частей: в первой части респондентам предлагалось написать ассоциации со стимулом «алкоголизм»; во второй - ответить на вопросы о социально-демографических показателях.

Всего респонденты предложили 504 ассоциации со стимулом «алкоголизм», на основе которых был составлен словарь, состоящий из 223 понятий. Самой частой категорией в ассоциациях на алкоголизм является болезнь – 36,6%, затем зависимость – 26,7%, водка – 22,8%, спиртное – 13,9%, бомж и проблемы в семье – по 10,9%. Все остальные категории упоминались менее 10 раз: похмелье, печень, нищета, смерть – по 7,9%; головная боль, безработица – по 6,9%; грязь, слабый характер, запой, неадекватность, проблемы, страх, цирроз печени, безысходность – по 5,9%.


Уровень целевой установки.
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сооразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принития определенной задачи. Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. В ...

Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических обр ...

Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя
В отечественной психологии сложились разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя[1]. Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой ...

Категории