Понятие направленности личности

Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций

Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человека является влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполне определенном.

Стремление у осужденного возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а его интерес есть познавательная форма направленности на предметы. Согласно данным исследований, доминирующими интересами у большинства правонарушителей (как мужского, так и женского пола), отбывающих уголовные наказания, являются материальные, примитивные и развлекательные.

При включении в интерес осужденного волевого компонента он становится склонностью, а конкретизируемая в образе или представленного – это система воровской философии, взглядов на окружающий мир; убеждение (высшая форма направленности) – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.

Главная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели осужденного. В них находит выражение осознаваемая им «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следует подчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) – притягательный (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995).

Ф.Р. Сундуров (1980) для выявления потребностей осужденных предложил им выбрать в каждой из пар то или иное утверждение. Осужденные единодушно выделили потребность быть свободным. Она влечет 'за собой ограничение или неудовлетворение других потребностей (активности действий, ощущений, эстетического наслаждения, сексуальных, материальных).

Все опрошенные готовы были отказаться от довольно значимых для них благ (свиданий, переписки, посылок и бандеролей) при условии сокращения оставшегося срока наказания наполовину.


Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студ ...

Роль рефлексии в психических практиках Востока
Одним из эффективных, но недостаточно изученных ресурсов человеческой психики является рефлексия, которая служит важным механизмом творчества и самосовершенствования. В западноевропейской культуре сложилась восходящая к Платону и Аристотелю рационалистическая традиция трактовки рефлексии как самопознания (Р.Декарт), самонаблюдения (Дж.Л ...

Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим фактора ...

Категории