Понятие направленности личности

Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций

Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человека является влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполне определенном.

Стремление у осужденного возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а его интерес есть познавательная форма направленности на предметы. Согласно данным исследований, доминирующими интересами у большинства правонарушителей (как мужского, так и женского пола), отбывающих уголовные наказания, являются материальные, примитивные и развлекательные.

При включении в интерес осужденного волевого компонента он становится склонностью, а конкретизируемая в образе или представленного – это система воровской философии, взглядов на окружающий мир; убеждение (высшая форма направленности) – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.

Главная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели осужденного. В них находит выражение осознаваемая им «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следует подчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) – притягательный (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995).

Ф.Р. Сундуров (1980) для выявления потребностей осужденных предложил им выбрать в каждой из пар то или иное утверждение. Осужденные единодушно выделили потребность быть свободным. Она влечет 'за собой ограничение или неудовлетворение других потребностей (активности действий, ощущений, эстетического наслаждения, сексуальных, материальных).

Все опрошенные готовы были отказаться от довольно значимых для них благ (свиданий, переписки, посылок и бандеролей) при условии сокращения оставшегося срока наказания наполовину.


Значение сказки в детском возрасте
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно хочется сказать о влиянии сказки. Чтобы понять сложную и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять то своеобразие детского миропонимания, котор ...

Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования
Исследование мотивов поведения дошкольников проводилось на базе ДДУ № 9 и СОШ №3 г. Солигорска Минской области. В исследовании приняло участие две группы дошкольников. Первая группа в количестве 10 человек состояла из детей 5-5,5 лет; вторая группа (имела такое же количество участников)- из детей 6,5-7 лет. Все участники исследования б ...

Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации
Обращаясь в качестве методологической основы к учению П.К. Анохина о функциональной системе и системогенезе, с полным основанием, возможно, предположить, что одним из основных системообразуюпщх факторов физического состояния человека является его оптимальная двигательная деятельность. Наряду с целым комплексом факторов (питание, социал ...

Категории