Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы
Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия повышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Был проведен социально-психологический эксперимент. Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым пищевым продуктам.1-ой группе — была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. В результате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта;2-ой группе — была организована дискуссия на тему преимущества использования тех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемые продукты;Причины данного эффекта:• в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,• дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.1. По структурированности:· структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").· неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:· тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;· биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.· интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».· дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.
Семантический эксперимент психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой
и возможности психодиагностики умственно отсталых детей
Перспективным представляется использование семантического эксперимента, разработанного в рамках психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой. Он позволяет исследовать особенности "очеловечивания, обживания" (В.П. Зинченко), наполнения внутренним смысловым содержанием объектов, явлений и ситуаций окружающего мира умственно ...
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
Обобщение предметов по их функции первоначально происходит главным образом в процессе овладения орудийными действиями. Во-первых, эти действия являются значительно более определенными и постоянными, чем все другие виды действий, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия становятся первыми ...
Условия психологического обследования
Условия проведения психологического наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности обследуемого ребенка могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных.
Среди конкретных условий, которые следует учитыв ...
