Материалы » Исследование процессов антиципации в контексте организации » Значение профессиональной деятельности руководителей организаций

Значение профессиональной деятельности руководителей организаций

В сложившихся на сегодняшний день социальньно-экономических условиях постоянно возрастает сложность профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками организаций. При этом увеличивается потребность в опытных специалистах в области управления различными видами деятельности современных компаний. Работа в условиях дефицита материальных и временных ресурсов, информационных перегрузок, высокой конкуренции приводит к повышению требований, предъявляемых к менеджменту организаций. Профессиональная специфика руководителей среднего звена коммерческих организаций определяется их промежуточным положением между высшим менеджментом компаний и рядовыми сотрудниками. Им необходимо осуществлять выбор в условиях ограниченной самостоятельности и высокой личной ответственности за деятельность групп людей (подразделений, отделов). Поэтому сейчас уделяется большое внимание изучению процесса формирования профессиональных компетенций у руководителей среднего звена, повышению эффективности их деятельности. Растут запросы практики относительно развития и совершенствования психологического обеспечения труда руководителей. Для управленческой деятельности характерны такие особенности как целенаправленность, избирательность, выдвижение гипотез и их проверка. Существенной составляющей также является планирование, направленное на повышение продуктивности и качества деятельности. Таким образом, повышению эффективности деятельности руководителей может в значительной мере способствовать развитие у них способности к прогнозированию и предвосхищению результатов. Поэтому становится актуальным рассмотрение феномена антиципации, как «способности (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий». Термин «антиципация» был введен в психологию как особая психологическая категория В.Вундтом. В исследование нейрофизиологических механизмов антиципации существенный вклад внесли теория функциональной системы и концепция опережающего отражения П.К. Анохина, принципы биологической активности, управления движениями и модель потребного будущего Н.А. Бернштейна, концепция нервной модели стимула Е.Н. Соколова. Антиципация, предвидение результатов действия, согласно Б.Ф.Ломову и Е.Н. Суркову, «является универсальной функцией мозга, предупреждающей всякого рода ошибки, т.е. совершение действий, не соответствующих поставленной цели». Рассмотрение данного феномена включено в изучение целого ряда психологических явлений. Антиципация напрямую связана с познавательной активностью и содержит два существенных аспекта. Во-первых, предвосхищение, как проявление когнитивной функции психики, когда при анализе наличной ситуации на основе прошлого опыта субъекту удается предвосхищать события, а во-вторых, формирование готовности к предстоящему событию и его учет в деятельности, т.е. проявление регулятивной функции психики. Наибольшего усложнения антиципация достигает в процессе мышления при решении групповых задач (особенно в условиях противодействия). В деятельности руководителей организаций данный тип задач является доминирующим. В связи с их решением возникают проблемы синхронизации и координации взаимодействия, предвосхищения планов оппонентов, возможности временного и пространственного опережения действий других людей, избирательного поиска информации. Антиципация на этом уровне отвечает за прогнозирование событий, выдвижение гипотез, установление закономерностей при помощи знаковых систем. Эффективное осуществление деятельности здесь происходит за счет обобщения, абстрагирования, обращения к логическим и математическим закономерностям. Через антиципацию выражается способность предвидеть последствия своих действий через длительные промежутки времени. Принятие решения руководителем относительно насущной задачи, как правило, не происходит одномоментно, а представляет собой развернутый процесс. При этом антиципация непосредственно способствует сокращению поиска вариантов решения. Д.Н. Завалишиной выделяются следующие составляющие этого процесса, связанные с упреждающим планированием деятельности: структурирование (образование более крупных единиц действия на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной), формирование алгоритма решения (выработка правил и принципов решения). Создавшаяся у субъекта репрезентативная модель сложившейся ситуации позволяет ему выйти за рамки непосредственной ситуации и выдвигать гипотезы о том, с какими событиями придется столкнуться в будущем. Это способствует переходу от анализа действительности к целевому решению, ориентированному на конечный результат. Формирование, выбор и, наоборот, отбрасывание гипотез определяются оценкой хода решения проблемы. Таким образом, данный уровень антиципации на сегодняшний день нуждается во внимательном изучении и интенсивной проработке в контексте управленческой деятельности организаций.


Краткие сведения и информация об учреждении
КГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Напо ...

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Определение "степени нормальности" человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. "Норма" по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях. Статистическая норма - это такой уровень психосоциального развития человека, к ...

Процесс становления личности
Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэто ...

Категории