Материалы » Самоопределение человека в сложных ситуациях » Восприятие целостности социальных групп

Восприятие целостности социальных групп
Страница 1

Если рассматривать реальное социальное взаимодействие, условия правильной и корректной категоризации достаточно сложно выполнимы, так как чаще всего человек взаимодействует с ранее незнакомыми группами. В результате каждая из указанных взаимосвязей (воспринимаемая целостность группы – точность категоризации и опыт взаимодействия с группой – воспринимаемая целостность группы) требует тщательного рассмотрения. Необходимость более тщательного анализа факторов, влияющих на восприятие группы как целостного объекта, и как следствия на ее категоризацию, также обусловлена тем фактом, что понятие «знакомство с группой» и «опыт взаимодействия с группой» достаточно широки и могут заключать в себе ряд других немаловажных параметров, в частности, факт принадлежности к группе. В связи с этим, нами было разработано и проведено исследование с целью изучения восприятия социальной группы как целого при различных условиях.

Исследование состояло из 2-х этапов: пилотажного и основного. Пилотажное исследование было направлено на выявление параметров, благодаря которым группа воспринимается как нечто целое, в нем приняло участие 50 человек. В задачу респондентов входило определить, являются ли, по их мнению, различные объединения людей (от семьи до пассажиров одного вагона) социальными группами. Ответ необходимо было аргументировать, приведя примеры тех свойств социальных сообществ, которые позволяют сделать вывод, что данные сообщества являются группами. В результате был получен список из следующих свойств: активность, целостность, однородность, структурированность и взаимозависимость (индивидов внутри группы), молодость, агрессивность.

В основном исследовании приняло участие 95 человек, из них 50 женщины и 45 мужчин. Основная задача респондентов заключалась в оценке групп по выделенным признакам, к каждому из которых был подобран противоположный признак, для образования биполярных шкал. 60 респондентов работали с оценкой реально существующих групп, в большей или меньшей степени им знакомых (молодежные политические движения). 35 респондентов работали с оценкой виртуальных, несуществующих групп.

Респонденты, оценивавшие реальные группы (политические молодежные движения) были разделены на 4 подгруппы по двум параметрам: политической активности и политической грамотности. Данное разделение позволило сформировать группы, для которых политические движения будут выступать как знакомые и как незнакомые объекты. Кроме того, при оценке учитывался фактор влияния знаний респондентов (политически грамотные) и опыта взаимодействия (политически активные) на оценку социальных групп.

Респонденты, работавшие с виртуальными группами, подразделялись на 3 подгруппы, 2 из которых отличались по параметру условий «принадлежности» к группе: от свободы выбора и смены группы до невозможности выбрать и сменить группу. Для третьей подгруппы группой «принадлежности» выступал виртуальный народ. Их задачей было оценить по шкалам «свою» группу, то есть ту, к которой они «принадлежали» в ходе исследования, и «чужую» группу.

Для респондентов, оценивавших реальные знакомые и незнакомые социальные группы, были получены результаты, что степень знакомства с группой не влияет на их оценку, так как не было выявлено значимых статистических различий в оценках. Незнакомые социальные группы воспринимаются как целостные объекты, также как и знакомые социальные группы.

Страницы: 1 2


Социальная готовность к школе
Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения. Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверс ...

Диагностика временных характеристик действий у спортсменок сборной РФ по дзюдо
В работах, посвященных данной проблематике показано, что умение профессионала оперировать длительностями от 120 мс до 60 секунд значительно улучшает результаты в управлении скоростными действиями, "в частности латентным временем простой двигательной реакции". По данным Цуканова Б.И., особенность переживания времени обуславлив ...

Интеллект в сфере убеждения
Реклама представляет собой презентацию товаров и услуг с целью побудить аудиторию к их приобретению. В презентации могут использоваться рациональные или эмоциональные доводы. Рациональные доводы – это преимущества данного товара перед другими товарами, подкрепленные примерами, результатами исследований, статистикой и т.д. Как правило, т ...

Категории