Материалы » Проблемы психологии городской среды » Жизненный путь жителя города

Жизненный путь жителя города
Страница 1

Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный путь, для успешного взаимодействия в системе отношения «Человек-Мир». Проблеме жизненного пути и жизни уделяли внимание Ш. Бюлер, А. Адлер, В. Франкл, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логина, Л.И. Анциферова, И.С. Кон, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.

Жизненный путь - это и становление человека по этапам его созревания, и способ бытия человека, без которого нет его развития, восхождения. Жизненный путь обозначает историю человека как субъекта жизнедеятельности, которая развертывается в конкретно-историческом времени и в известной мере им определяется.

В зарубежной психологии жизненный путь рассматривали как индивидуальную или личностную жизнь в ее динамике. Единицей анализа «было событие», в котором выделили две стороны внешнюю и внутреннюю. Введение событий позволило разделить жизненный путь на фазы и описать его (Ш. Бюлер). Особое внимание уделяли, вопросу движущих сил жизни. В качестве первичной силы жизни был назван поиск ее смысла, отмечали индивидуальность и неповторимость каждого человека и его жизненного пути (В. Франкл). В соответствие жизненному пути человека рассматривали индивидуальный жизненный стиль, интегрирующий значимые цели и способы их достижения и определяемый как единство личностных характеристик, установок в повседневной деятельности (А. Адлер). Таким образом, жизненный путь рассматривался через события, смысл, цели и способы, акцент делали на внешней стороне жизни, меньше уделяли внимания внутренней, при этом найти связь между внутренней и внешней стороной жизненного пути не удалось.

В отечественной психологии к пониманию жизни и жизненного пути впервые обратился С.Л. Рубинштейн. Жизненный путь личности он рассматривал, как целостное непрерывное явление, а жизнь - как закономерный процесс, наполненный, насыщенный событиями и фактами. Высшим личностным образованием жизненного пути является активность, проявляющаяся в формировании основных составляющих жизни и обеспечивающих реализацию собственных потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах. По Рубинштейну активное - субъективное отношение к жизненному пути связано с появлением рефлексии жизни. Б.Г. Ананьев под жизненным путем личности понимал историю формирования развития личности в определенном обществе, единицей анализа рассматривал возраст, именно он соединяет социальные и биологические периоды жизни. В трудах К.А. Абульхановой-Славской изучение жизненного пути рассматривается, через призму понятий: жизненная позиция, жизненная линия, жизненные стратегии, смысл жизни. Данный автор указывает важность не только возрастной периодизации, но и личностной. Жизненная позиция- это совокупность ее жизненных отношений, способ реализации, отвечающий потребностям, ценностям личности. Жизненная линия представляет реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, отражает каким образом, личность воплощает свои жизненные принципы и отношения. В основе жизненной позиции лежит смысл - ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни. Рассматривая, жизненный путь во времени Л.И.Анциферова отмечает, что это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической деятельности. Таким образом, при изучении жизненного пути в отечественной психологии внимание уделялось не только внешнему описанию жизни, через возраст, события, время, но и через внутреннюю активность, рефлексию. Это позволило прийти к пониманию жизненного пути как закономерности, которая определяется составляющими личности, но целостного, структурно-системного представления жизненного пути нет. Проблема соотношения внутренней и внешней жизни остается открытой. В связи с этим, проблему жизненного пути на наш взгляд, наиболее продуктивно изучать с позиции рефлексивно-регулятивного подхода, который позволяет целостно изучить жизненный путь, связать внешнюю и внутреннюю сторону жизни, (И.М.Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров).

Страницы: 1 2


Способ второй: Концентрация.
Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах. ...

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов. В этой графической форме снят ...

Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура
Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина. Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается ...

Категории