Перцептивная функция общения. Классификация общения
Деловое общение как наука сформировалось к середине XX века. Её становление было подготовлено объективными социально-экономическими условиями и развитием философско-этического и психологического знания.
Любое взаимодействие людей начинается с установления контакта между ними. Если собеседники встречаются впервые, решающее значение для дальнейшего общения имеет их первая эмоциональная реакция. Если они уже знакомы, для инициатора беседы важно уловит состояние партнера, расположенность к разговору. В любом случае умения грамотно войти в контакт создает основу успеха беседы и, кроме того, является ценным положительным качеством человека в глазах окружающих. Передающий информацию человек, называется коммуникатором, а получающий ее – реципиентом.
Общение – это, во-первых, особая форма проявления активности субъекта; во-вторых – особый вид реальности межличностных отношений; в-третьих – общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны.
Структуру общения можно рассматривать в двух вариантах. Один из них выделяет три уровня рассмотрения общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая часть для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми), мезауровень (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается как совокупность элементарных единиц общения, под которыми понимается взаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).
Второй вариант опирается на выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения с её информационно-коммуникативной функцией предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и декодификации сообщений.
Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регуляционно–коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения.
Перцептивная сторона общения связана с перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется в межличностном восприятии друг друга субъектами общения.
В настоящее время классификация общения расширена до пяти составляющих, включив ещё два:
когнитивную составляющую, связанную с реализацией когнитивно-коммуникативной функции и характеризующую процессы межличностного познания и понимания субъектов общения;
аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения.
Сенситивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в ново ...
Характеристика отклоняющегося поведения
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);
— дети-сироты, общее чи ...
Кризис трех лет: семизвездие симптомов
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса,- возникновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь идет речь. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сдел ...