Материалы » Личностная направленность специалиста психолога » Личностная направленность специалиста психолога

Личностная направленность специалиста психолога
Страница 1

Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.

В социальной психологии рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. В данном случае рефлексия – это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает “рефлексирующего индивида”. Она представляет собой своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя.

Рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия проявляются в знаменитом умении сказать себе и другим: “Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно”. За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной компетентности, ответственности, но и потенциальная возможность для совершенствования профессионализма.

Освоение профессии предполагает также включение ее предмета в содержание Я - концепции человека.

Я - концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Становление Я - концепции, в конечном счете, обусловленное широким социокультурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью (в том числе и профессиональной) между людьми, в ходе которого субъект “смотрится как в зеркало в другого человека” и, таким образом, отлаживает, уточняет, корректирует образы своего многогранного Я: Я — личности, Я – друга, Я – профессионала и т.п.

Формирование адекватной Я - концепции, и, прежде всего самосознания, – одно из важных условий формирования сознательной личности. Поэтому очень важна адекватность оценки профессиональной компетентности, осознание каждым психологом уровня своего профессионализма и того, что необходимо сделать для повышения собственной информационной культуры.

Профессиональная позиция психолога – это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальностей и перспектив, а так же собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации собственной профессионально-деятельной концепции. Она включает обще-социальный, профессиональный и акмеолого-психологические аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность – деятельность.

Принимая во внимание определение сущности культурного человека как личности, находящейся на высоком уровне духовной, культуры, соблюдающей правила, законы поведения, следующей моральным нормам и принципам, рассмотрим принципы профессиональной деятельности психолога как неотъемлемой части его культуры. Рассматривая же деятельность психолога как информационную, мы можем также говорить и об информационной культуре.

Итак, принцип профессиональной компетентности. Данный принцип указывает на то, что реализация должностных функций основывается на знании сущности социально-психологического явления (процесса) и особенностей его проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях. Профессиональная компетентность в конечном итоге предполагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обязанностей.

Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения психологом таких правил: сотрудничество психолога и заказчика на заинтересованной и компетентной основе; профессиональное общение и взаимодействие с клиентом; научно обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения, желаемого результата.

Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься – заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.

Страницы: 1 2


Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических обр ...

Внимание и психическое время.
На том участке исследовательского маршрута, который ведет от анализа памяти и воображения к целостной структуре сознания как более интегрального образования, объединяющего когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые компоненты человеческой психики, располагается еще одна существенная психологическая проблема – проблема внимания, е ...

Семья и функция формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте. Психологическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...

Категории