Заключение

Основная проблема, которая явилась поводом к написанию рассмотренной нами книга В. Франкла явилась проблема утраты людьми смысла жизни, которая была актуальной не только для одной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60 гг. все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако, никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенционального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений не природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своей теории Франкл выделяет три основных части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Говоря о сущности познания, Франкл отмечает: "Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл в своей жизни, я хотел подчеркнуть, что истинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри человека или внутри его психики, даже если бы она была закрытой системой. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может быть возможной целью еще и по той простой причине, что чем больше человек будет за нее бороться, тем больше он будет ее терять, так как только в той степени, в которой человек отдает себя осуществлению своего жизненного смысла, он также и актуализирует, проявляя, себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Она достижима только тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции" [1; С.134].

Согласно логотерапии, мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности;

3) путем страдания.

Таким образом, формулируя основной тезис учения о стремлении к смыслу, нужно отметить, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.


Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения дан ...

Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха
Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребенка. Сущность аномального развития детей с частичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина – биологическая, а последствия – социальные, причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, ос ...

Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте
В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учебных заведений Тулы и Тульской области в возрасте 16-19-ти и 20-22-х лет. Критерий полоролевых отноше ...

Категории