Стресс в профессиональной деятельности учителя

Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке.

Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, повышенную тревожность, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности преподавателей является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса могут быть использованы в профилактике эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса, а именно во взаимодействии «педагог-ученик». Если же учитывать, что профессиональная деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все вышеперечисленные факторы, непосредственно сказываются на уровне образования будущих поколений.

Целью исследования является изучение стресса в профессиональной деятельности учителей средних общеобразовательных школ. Объектом исследования выступили учителя средних общеобразовательных школ г. Якутска (общее количество 60 человек: 20 – СОШ №33, 20 – СОШ №31, 20 – ЯГЛ). Предметом исследования является зависимость стрессоустойчивости учителей от их уровня тревожности и эмоционального выгорания. Были выделены следующие гипотезы: Чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость; Стрессоустойчивость зависит от уровня личностной тревожности; Ситуативная тревожность зависит уровня стрессоустойчивости. Для подтверждения гипотез были использованы следующие методики: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко; Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

Обобщая все полученные данные, и возвращаясь к гипотезам, выдвинутым в начале исследования, можно сделать вывод о том, что статистическое подтверждение нашла только гипотеза о том что «Чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость». Две другие гипотезы, о наличии зависимости стрессоустойчивости от уровня личностной тревожности, и ситуативной тревожности от уровня стрессоустойчивости, в ходе математической обработки были отвергнуты.

Учитель играет немаловажную роль в воспитании достойных членов общества, способных сделать наш мир еще лучше. Поэтому, в интересах всего общества – изучать, а затем устранять, или сводить к минимуму, факторы способные отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье учителей, а соответственно - на качество образования и дальнейшее развитие, этого самого, общества. Одним из таких факторов является стресс. Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования. Данная работа направлена на исследование зависимости стрессоустойчивости учителей от таких показателей, как - уровень тревожности и эмоциональное выгорание.

Целью проведенного исследования является изучение стресса в профессиональной деятельности учителей средних общеобразовательных школ. Полученные результаты, являются лишь малой толикой в изучении этой проблемы. Из трех выдвинутых в начале исследования гипотез, математическое подтверждение нашла лишь одна – о том, что чем ниже уровень эмоционального выгорания, тем выше стрессоустойчивость. Основанные на теории предположения, о наличии зависимости стрессоустойчивости от уровня личностной тревожности, и ситуативной тревожности от уровня стрессоустойчивости, в ходе математической обработки были отвергнуты. Вполне вероятно, что это может являться следствием недостаточной репрезентативности выборок.


Значение профессиональной деятельности руководителей организаций
В сложившихся на сегодняшний день социальньно-экономических условиях постоянно возрастает сложность профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками организаций. При этом увеличивается потребность в опытных специалистах в области управления различными видами деятельности современных компаний. Работа в условиях дефицита материальных и ...

Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков. Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между лю ...

Классификация конфликтов
В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные, психологические, организационные (управленческие). По длительности протекания различают кратковременные конфликты, которые быстро распознаются и разрешаются, и долговременные, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. По направленности действий выд ...

Категории