Материалы » Развитие воображения » Исследование воображения

Исследование воображения

На втором этапе нашего исследования принимали участие 2 девушки, средний возраст которых составил 20,3 года. Исследование проходило в несколько этапов:

1. Тест Роршарха

2. Составление рассказа

3. Воссоздание услышанной мелодии в рисунке

На первом этапе с помощью теста Роршарха мы выявили уровень продуктивности воображения и формальные характеристики воображения. Испытуемая 1 на одну предъявленную картинку предлагала от 1 до 2 вариантов, что свидетельствует о низком уровне продуктивности воображения. Испытуемая 2 предлагала большее количество вариантов видения картинок (3-5), что говорит о среднем уровне продуктивности, а также исследуя формальные характеристики интерпретаций рисунков, то можно рассматривать как склонность к мифологическому, паралогическому мышлению и воображению.

На втором этапе обследуемым были представлены карточки с изображениями, по которым им предлагалось составить рассказ. Для Испытуемой 1 был предъявлен следующий список: дверь, свинья, портрет женщины, прямоугольник, в котором изображен герб СССР, колода карт, кувшин со стаканом. Испытуемой был составлен следующий рассказ:

«Девушка по имени Ирина сидела за столом, накрытым красивой скатертью с изображением герба, и раскладывала пасьянс на картах. Услышав хрюканье за дверью, она вышла во двор. Лето выдалось жарким, от чего миска с водой у хрюшки постоянно была пуста. Ирина взяла кувшин с чистой холодной водой и напоила хрюшку.»

В рассказе были использованы все компоненты представленного стимульного материала. Рассказ имеет одну идею и предложения между собой логически связаны. Есть дополнительные детали, описывающие жизнь «здесь и сейчас». Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что воображение носит репродуктивный характер.

Испытуемой 2 были предъявлены следующие картинки: портрет мужчины, скрипка, лодка, лампочка, машина, идущий человек. Ею был составлен следующий рассказ:

«Михаил в субботний вечер хотел чем-нибудь заняться и на глаза попалась скрипка. Его давней мечтой было научиться играть на скрипке. Тогда он решил позвонить своему давнему армейскому другу, который умел играть на скрипке и ещё был мастером по гребле. Друг пригласил Михаила к себе и стал давать уроки игры на скрипке.»

В данном рассказе использованы все предложенные картинки, рассказ логически связан, и можно сделать вывод, что воображение носит продуктивный характер.

На третьем этапе исследования предлагалось дорисовать графический рисунок. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Мы пользовались шкалой, делающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой. Без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

При интерпретации результатов обследования по методике «Дорисуй фигуру» можно сделать вывод, что уровень воображения не выходит за рамки второго уровня.

Подводя итоги проведенного исследования мы получили следующие результаты: у испытуемых преобладающим является воссоздающее воображение, отличающееся тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.


Самобытность мира детства
Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением подражания европейским образцам, запечатлело отражение этого взгляда в детских портретах кисти Ивана Вишнякова и других художников. ...

Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека» (1953, с. 111)[1]. Личность – это некая сущность, которая связана с чело ...

Смыслы жизни личности
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это особое смысловое образование личности. Это центрально ...

Категории