Направления развития этнопсихологииСтраница 2
явления и процессы, затем проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic)
методов и, наконец, сравнивать, используя
etic
подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а, следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Но хотя и наметилось сближение психологической антропологии и кросс-культурной психологии, пока этнопсихология не представляет собой единого целого.
Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений, находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.
Оценка результатов психологического консультирования
Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. В общем, возникает вопрос: оказывает какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование (или психотерапия)? На это, казалось бы, простой вопрос ответит ...
Взаимоотношения рекламы и общества
Менялись исторические периоды, экономические условия, а взаимоотношения рекламы и общества всегда оставались неоднозначными: у рекламы всегда находились как сторонники, так и противники.
Всегда существуют, как минимум, три категории аспектов влияния рекламы на общество: социальные ценности, стиль жизни и экономический уровень благосос ...
История этнопсихологии
Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота
, Гиппократа
, Тацита
, Плиния Старшего
, Страбона
. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее полож ...